Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьба византиноведения и истории Церкви в СССР






Начало 1-й Мир.Войны ничего хорошего не предвешало для Института(РАИК). Турция вступила в войну. Успенский уехал. Советсткие власти не хотели возрождения Института. В 1930г. завершился обмен библиотек. (Библиотека Академии Наук). Успенский после Революции остался в России. Доказывал необходимость изучения Византии. Но советская власть против. И История Церкви прекратила свое существование вообще.

После начала гонений на РПЦ В. оказалось одной из опальных научных дисциплин в силу своих тесных тематических связей с церковной наукой. Уже во время Гражданской войны были закрыты византиноведческие отд-ния ун-тов и академий в Одессе и Киеве, вскоре закрыта МДА. В дальнейшем В. постепенно вытеснялось из научной среды, работы ученых публиковались все реже и сложнее проходили цензуру. Тем не менее в 20-х гг. петербургская школа В. продолжала свою работу. В 1917-1929 гг. были опубликованы 23-25-й тома «Византийского временника». Было закончено издание собрания трудов акад. Васильевского, вышли монографии Васильева (Византия и крестоносцы. Пг.; 1923; История Византии. Пг.; Л., 1923-1925. Вып. 1-3) и Ф. И. Успенского (Очерки истории Трапезундской империи. Л., 1929), подготовленное Успенским и Бенешевичем издание «Вазелонских актов» (Л., 1927).

В нач. 30-х гг., после смерти Успенского (1928) и Регеля (1932), научная деятельность в области В. в СССР фактически прекратилась. В стране проводилась политика по установлению единства теоретических подходов в общественных науках на основе марксистской идеологии; исследователи, чья область интересов не вписывалась в общие методологические установки, в т. ч. большинство византинистов, были отлучены от полноценной научной работы. Многие из них стали жертвами советской репрессивной системы.

Из советских ученых довоенных Тимулевская – сирийское направление.

В Грузии и Армении немного развивали в рамках своей истории. (Царителли и другие). С кон. 40-х гг. В. развивается достаточно интенсивно. Наряду с Москвой и Ленинградом ведущими центрами В. стали Свердловск (школа М. Я. Сюзюмова), Ереван (Р. М. Бартикян, С. Т. Еремян, П. М. Мурадян и др.), Тбилиси (С. Г. Каухчишвили, Н. Ю. Ломоури, Э. Хинтибидзе и др.). В то же время интересы ученых были ограничены методологической заданностью, необходимостью признания марксистской концепции социально-экономических формаций. Поскольку главным направлением советской исторической науки этого времени была социально-экономическая история, исследовательские усилия византинистов преимущественно концентрировались в сфере истории социально-экономических отношений, аграрной истории, проблем феодализма. Этой проблематике посвящено большинство работ этого времени.

В 40-х гг. стали составляться проекты советского Византоведения. Возрождение В. в СССР началось в годы Великой Отечественной войны, когда наметился идеологический поворот к воспитанию патриотизма, возрождению традиций отечественной истории. Советское гос-во сделало шаг навстречу нормализации отношений с РПЦ. В свете перспектив послевоенного передела Европы вновь стали актуальными вопросы визант. наследия. Еще в 1939-1940 гг. группа сотрудников Ленинградского отделения ин-та истории АН СССР (М. В. Левченко, Е. С. Липшиц, М. А. Шангин, Е. Э. Гранстрем, Н. С. Лебедев) подготовили неск. работ, опубликованных в 1945 г. в «Византийском сборнике». В 1943 г. при Ин-те истории АН СССР в Москве была создана визант. группа во главе с чл.-корр. АН СССР Е. А. Косминским. В дальнейшем группа проводила регулярные заседания; в 1947 г. под ред. академиков Б. Д. Грекова и Е. А. Косминского был издан 1-й (26-й) том обновленного «Византийского временника». В 1955 г. группа была преобразована в сектор византиноведения.

В 1947г создали в рамках Академии Наук институт религиоведения.

В 1952г. возродили издание палестинского сборника. Главным образом изучали соц-эконом. структуры Византии. (Последний номер Православного Палестинского сборника вышел в 1918 г. Однако в 1926 г при содействии академика Ф. И. Успенского (председатель Общества с 1921 по 1928 год) удалось издать единственный за советский период журнал Сообщения Палестинского Общества. Новый импульс развития Общество получило в 1951 г, когда его возглавил член-корреспондент АН СССР, профессор С. П. Толстов. Он собрал вокруг себя ряд талантливых учёных. В 1950 г в Палестинское общество пришёл известный церковный деятель митрополит Николай Ярушевич. С 1954 года возобновились публикации Палестинского сборника — основного печатного сборника Общества. Палестинское общество продолжало работать в отделении в Ленинграде и в двух различных секциях в Москве. Одна из них называлась Литературные связи Востока и Запада. Этой секцией до 1988 года руководила Л. П. Жуковская. В секции состояли историки, филологи, византинисты, которые занимались, в частности, русско-палестинскими связями и русским наследием на Ближнем Востоке. Вторая секция, где обсуждались вопросы политики и экономики стран Ближнего Востока, называлась Современные проблемы Палестины.)

С кон. 60-х гг. в сфере интересов советских византинистов оказываются различные сюжеты, выходящие за рамки социально-экономической тематики: общественно-политическая мысль, история лит-ры, право, внутренний мир визант. интеллектуалов и др. Публикуются работы, посвященные различным проблемам В.: А. В. Банк (прикладное искусство), Горянова (религиозно-полемическая лит-ра), Гранстрем (палеография и кодикология), А. П. Каждана (культура, лит-ра, русско-визант. отношения), Г. Л. Курбатова (общественная мысль, историография), В. Н. Лазарева (история визант. живописи), и др.

На протяжении долгих лет ведущее положение в советском В. занимала Удальцова (с 1967 ответственный редактор «Византийского временника», с 1980 директор Ин-та всеобщей истории АН СССР, с 1982 зав. кафедрой истории средних веков историч. фак-та МГУ; на Международном конгрессе византинистов в Афинах (1976) избрана вице-президентом Международной ассоциации византинистов).

Коллективная 3-томная работа «Культура Византии». (М., 1984, 1989, 1991) фактически подвела итог развития отечественного В. советского периода. Характерной чертой этого труда, само название к-рого отражало определенное смещение научных интересов, оставался подчеркнуто секуляризованный подход к освещению визант. культуры. Международным признанием заслуг советского В. было проведение в Москве в авг. 1991 г. 18-го Международного конгресса византинистов и избрание Литаврина вице-президентом Международной ассоциации византинистов.

С кон. 80-х гг. начался новый период в российском В., связанный со снятием запретов на темы, посвященные христианству и истории Церкви. За последние 15 лет расширился диапазон научных исследований в этой области. Издаются работы по церковной историографии (И. В. Кривушин), истории К-польского Патриархата (Д. Е. Афиногенов) и др. направлениям изучения визант. христ. цивилизации (С. А. Иванов).

Петербургская (ленинградская) группа византинистов, действующая под рук. Медведева, особое внимание уделяет изучению истории российского В., публикации архивов отечественных ученых.

В 90-х гг. организованы новые центры В.: лаборатория истории Византии и Причерноморья (исторический фак-т МГУ) под рук. Карпова, выпускающая сб. «Причерноморье в средние века» (с 1991), Центр восточнохрист. культуры (А. М. Лидов), Общество византийско-слав. исследований в С.-Петербурге (К. К. Акентьев), кафедра визант. и новогреч. филологии в МГУ (заведующий Д. А. Яламас). Активизируется работа по переизданию переводов отцов Церкви, различных литературных памятников Византии, трудов дореволюционных исследователей.

С момента перестройки по-настоящему началось возрождение – это первые шаги по уровню западных достижений. Уже есть публикации. Институт Иоанна Богослова, Тихоновский Институт, МДА и др. Периодические издания. Но именно по Византийской Церкви нет. Пройдут десятилетия, прежде чем снова разовьется эта деятельность.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал