Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cады при императорских дворцах






Введение

«Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!» Ван Вэй, китайский художник (1699-1759 гг.)

 

Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.

Каждый человек представляет японский сад по-своему. Вместе с тем, есть некие свойства японского сада, позволяющие сразу и безошибочно узнать его. Японский стиль в ландшафте отличает простота и глубина. Японский сад близок к монохромной живописи тушью или к каллиграфии. Созерцание его требует от человека некоторого уровня подготовленности, умения читать символы и способности к интуитивному познанию мира.

Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе).

Феномен японского сада складывался веками. Сады создавались для императоров - как сады для отдыха и развлечений, сады при монастырях - для медитации и физической работы. Сады были при замках правителей и при домах простых горожан. Особый вид садов - для проведения чайной церемонии.

Считается, что на японские сады оказало влияние китайское садовое искусство. Это так. Но в Японии столетиями развивавшаяся традиция родила совершенно уникальное явление. В нем слились воедино верования в духов природы (синто), принципы буддийского учения, трудолюбие и художественный вкус народа, живущего на вулканических островах с их крутыми скалами, быстрыми горными реками, долинами с пышной растительностью.

 

 

Cады при императорских дворцах

«На высокой насыпи - сосны, А меж ними вишни сквозят, и дворец в глубине цветущих деревьев...» Мацуо Басё, великий японский поэт (1644-1694 гг.)

Первые сады в Японии появились на острове Хонсю. В японских хрониках " Ниххонсеки" упоминается о саде, в котором император наслаждается водным потоком. С VI века н. э. Буддизм начал распространяться через Корею в Японию, принеся с собой новую художественную культуру. Она соединилась в народном сознании в древней верой синто, с поклонением священным местам: горам, лесам, озерам.

Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI-VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.

В период Хэйан (VIII-XIII в. в.) непременной принадлежностью садов были озеро с островками, мостики, ручьи, тропинки. Озеро с островками, если смотреть сверху, образовывали иероглиф " сердце". К XII веку появились сады, олицетворяющие легендарный рай Будды Амитабхи на земле. Такие сады были собственностью военных правителей. Рукотворный пейзаж воплощал буддийскую философию: сознание иллюзорности, скоротечности существования и оттого - острое чувство красоты мимолетного, уходящего.

Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.

Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады и в своих усадьбах.

Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства - искусство японских садов.

Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ–ХII века – это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с её чёткой эстетической направленностью. Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью. Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.

Это был период формирования первого чисто японского стиля садов – стиля Дзёдо, или природного пейзажа (Дзёдо – «рай, чистая земля, совершенство»).

Создаваемый в саду пейзаж должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

Пейзажный стиль Дзёдо. Главную роль в японском саду играет не человек, а природа. В центре внимания может оказаться песок, причудливый ручей или красивый камень. К основным компонентам японского сада также относятся галька, сосна, бамбук, мох и другое. Создаются искусственные озера с изрезанной береговой линией, и ручьи, вода в которых движется с востока на запад, повторяя извечный путь Солнца. На озере - остров с беседкой, к которому ведет живописно изогнутый мостик.

Для японского сада обязательны пять компонентов: один духовный - идея, и четыре материальных - камень, вода, растения и архитектурные элементы. Все рукотворное в японском саду кажется гармоничным продолжением природы. Цель мастера - создать сад, настраивающий человека на созерцание природы и интуитивное постижение своего родства с ней. Обретение спокойствия, тишины и гармонии носит в этой культуре название «сейдзяку».

 

 

Рис. 1 Сад Дзёдо

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал