Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рёандзи, или Сад храма умиротворенного дракона.
Из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта (каресансуи), сад храма Рёандзи, расположенного на территории монастыря Дайдзи-ин в Киото, — самый выразительный, исполненный глубокого смысла и заслуженно знаменитый. Именно этот сад вдохновляет многих дизайнеров по всему миру на создание подобных каменных композиций, но никто еще не смог превзойти оригинал. Рёандзи (что означает «храм Умиротворенного дракона») основан в 1450 году и принадлежит дзен-буддистской школе Ринцай. Вокруг него — несколько садов, но только одному из них — созданному в конце XV века «саду камней» — суждено было стать известным на весь мир. Сад представляет собой строгий прямоугольник приблизительно 10× 25 метров, вытянутый с востока на запад (и хорошо освещенный весь день). С трех сторон он окружен низкой глинобитной, покрытой черепицей стеной, а с четвертой к нему примыкает одна из деревянных храмовых построек: вид на сад открывается из внутренних помещений (если раздвинуты перегородки) и с открытого, чуть приподнятого над землей деревянного настила — веранды для созерцания (эн). Вся плоскость прямоугольника засыпана мелким, светлым речным гравием, аккуратно прочесанным специальными деревянными граблями с короткими зубьями так, что на его поверхности оставлены строго параллельные продольные полоски. В поле гравия размещены пять групп камней — две состоят из двух, две их трех и одна из пяти камней разного размера. Композиция каждой группы и всех групп вместе ближе всего к разносторонним треугольникам. Самый большой из них длинной стороной обращен к зрителю, короткой — налево, а средней — направо. Каждая группа окружена подбивкой из мха — единственной живой субстанции в этом саду — и концентрическими кругами, прочерченными на поверхности гравия, как если бы это были круги на воде. К дальнему от входа (и правому, если смотреть с веранды) углу окружающая сад стенка немного понижается: это практически незаметно, если смотреть на нее сбоку, но достаточно для того, чтобы усилить эффект перспективы, если смотреть на сад в профиль, с восточной стороны. Ходить по гравию не позволяется никому, кроме монаха, убирающего листья, опадающие с растущих за стеной деревьев, и периодически подновляющего деревянными граблями полоски на гравии, — на сад смотрят сидя или стоя на деревянной веранде. Среди специалистов есть предположения о том, кто мог бы быть автором сада Рёандзи, но точных сведений о нем время не сохранило, как не сохранило оно и никакого авторского комментария, никакого объяснения столь абстрактному дизайну. Сад из камней и белого гравия является как бы медиумом, посредником между Вселенной и сознанием: камни в нем — мирские события (или материальные сущности), а гравий — пустота. Но это лишь одна из поздних интерпретаций. Каждому зрителю предоставляется возможность самому осмысливать увиденное в соответствии с его культурным грузом (который может иной раз и препятствовать восприятию), духовным опытом и способностью абстрагироваться от видимой реальности. Положение каждой группы и каждого камня в группе подчинено математическим соотношениям, которые, впрочем, возможно оценить, только имея план сада и зная все его размеры (различные расчеты не раз были проделаны архитекторами, пытавшимися разгадать загадку Рёандзи). Эта закономерность, невидимая для глаз, минуя сознание, воздействует прямо на подсознание зрителя, и созерцаемая им картина обретает окончательную внутреннюю гармонию, а сам он — уверенность и спокойствие, чувство прикосновения к чему-то высшему. Возможно, ради этого и приходят люди в сад для созерцания?
|