Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям его (Втор. 28)
1-14 ст.: Когда евреи, поселившись в земле обетованной, будут хранить и исполнять закон Божий, благословения изольются на народ (1-2 ст.). Израиль будет благоуспешен " во граде", т.е. в своих городских занятиях (ремеслах, торговых и промышленных мероприятиях), а " на селе", т.е. в полевых земледельческих трудах (3 ст.), ему будет послано плодородие земли и скота (4 ст.), житницы его будут наполнены хлебами, а на полях, согласно с требованиями закона (Лев. 19, 9-10; 23; 22) будут оставаться в пользу бедных изобильные " останцы" (6 ст.). Израиль будет благоуспешен вообще в своей деятельности, в своей борьбе с врагами и во всех своих предприятиях. Враги пойдут против него стройной сомкнутой массою (слав. " путем едином"), но обращенные в бегство побегут от него в беспорядке (слав. " седмию путьми") (6-8 ст.). Исполняя закон Божий, Израиль сделается избранным народен Господа (9-10), одаренным всеми благами земли, сделаются главою народам (11-14). Из истории Израильского народа можно видеть, что великие благословения действительно изливались на него, когда он был верен Иегове и исполнял закон Божий. Об этом свидетельствуют, например, история царствования Дениила, Соломона и других благочестивых царей, когда Израиль, оставаясь верным Господу, побеждал всех врагов своих и беспрепятственно пользовался благами земли обетования (ср. 3 Цар. 4, 25). Ст. 15-68: В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные проклятия придут на народ (15). Неудачи в городских промыслах и полевых занятиях (16), лишение плодородия и чадородия (17-18), неудачи вообще в деятельности и различного рода бедствия будут следствием отступления Израиля от Господа (19-20). Страшные опустошительные болезни - моровая язва (слав. " смерть"), чахлость (" неимение"), горячка (" огневица"), лихорадка (" стужа"), проказа египетская, короста и чесотка постигнут Израиля (21, 22, 27, 35), необычные физические бедствия - засуха (слав. " убийство"), палящий ветер и мгла сделают небо над головой Израиля медным, а землю под ним железной, вместо благодетельного дождя будут падать с неба на земию пыль и прах (23-24). Все эти бедствия и телесные и природные потрясут рассудок народа, он будет поражен сумасшествием (слав. " неистовство"), духовным ослеплением сердца (слав. " исступлением ума"); духовно ослепленный Израиль будет днем ходить ощупью, ища истины и не находя ее (28-29). Враги будут господствовать над Израилем и отнимать его собственность: жену, дом, землю, скот, детей (25-26, 30-33). Израиль сойдет с ума (слав. " будет изумлен") от этих бедствий (34). Наконец, лишенный политической самостоятельности и плененный народ сделается примером наказания, притчей и посмешищем среди других народов (36-37). Израиль потеряет свое значение: пришелец будет возвышаться над ним, а богоизбранный народ опускаться ниже и ниже (38-44). Эти страшные проклятия, постоянно преследуя народ, будут вечным указанием того, что Израиль не служил верно Господу Богу своему (45-47). Враги в лице отдаленного жестокого народа налетят подобно орлам, все опустошат, осадят города Израиля, так что народ будет есть своих детей (49-55). В это тяжелое время женщина, жившая в неге и роскоши, которая не привыкла ходить по земле, будет есть свой послед и рожденных ею детей (56-57). Пораженный страшными бедствиями, умаленный в числе (58-62) Израиль будет извержен из своей отечественной земли (63), рассеян по всем странам мира (64), будет скитаться и постоянно трепетать за свою жизнь (65-67). Для Израиля как бы вновь настанут времена порабощения египетского; народ будет продаваться в рабство и при этом не будет покупаться (68). С точностью исполнились над Израилем все эти пророческие проклятия Моисея. Израиль, сделавшийся главою окружающих народов в блестящие царствования Давида и Соломона, впоследствии, когда оставил истинного Бога и обратился в идолопоклонство, лишился отечественной земли, был пленен язычниками, сделался придатком народов. Земля обетованная, текущая млеком и медом, обратилась в пустыню, над которой медное небо и земля которой - железна. Свое духовное ослепление Израиль показал, отвергнув истинного Мессию, явившегося на земле, это ослепление, подобно покрывалу, доселе лежит на сердцах сынов Израиля и не дает им видеть истину (Рим. 11, 7-10; 2 Кор. 3, 14-16). С особенною подробностью и обстоятельностью Моисей описывает будущее порабощение Израиля врагами, которые возложат на него " ярем железен" (48 ст.). История оправдала пророчества Моисея. После разделения царства Еврейского на два народа царства - Иудейское и Израильское, когда народ еврейский все более и более уклонялся от истинного Бога, суд Божий начал совершаться над богоотступным народом. Прежде всего пало от меча ассириан царство Израильское, а жители этого царства были переселены в ассирийские области (ок. 720 г. до Р.Х.). Спустя около 130 лет и царство Иудейское было завоевано вавилонским царем Навуходоносором и иудеи были отведены в плен в Вавилон. Через 70 лет евреи были освобождены из плена персидским царем Киром и, возвратившись в Палестину, через некоторое время должна были вести долгую и упорную борьбу с греко-сирийским царством, снося временами тяжелую зависимость от языческих угнетателей. В эти времена, особенно в гонение Антиоха Епифана, весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам, оправдывая соответствующее пророчество Моисея (ст. 64). Подпав затем незадолго до Р.Х. в зависимость, евреи окончательно потеряли политическую самостоятельность, когда Иерусалим и второй храм в 70 г., были римлянами разрушены и евреи рассеяны по всей земле. В своем пророческом созерцании будущей судьбы народа еврейского Моисей не различает в отдельности все эти порабощения, объединяя в одной целостности картины те великие бедствия и страдания, которые должен был перенести народ еврейский. Но каждый отдельный период его истории явился оправданием пророчества Моисея. Нельзя не отметить, что предреченные Моисеем страшные бедствия и необыкновенный голод имели место при нечестивом царе израильском Иораме (4 Цар. 6, 24-30), при осаде Иерусалима Навуходоносором (Пл. Иер. 2, 20; 4, 10; Вар. 2, 2-3) и римским полководцем Титом, когда, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, осажденные иудеи гибли в стенах своей столицы, и доведенные до крайности, питались нечистотами и поедали своих детей. Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и семени его " во век", как знамение и указание для прочих народов (ст. 46).
|