Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Цель самостоятельной работы по дисциплине «Экономика»: Учебная – формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать и прогнозировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, воспитательная – формирование самостоятельности как черты личности, воспитание творческого отношения к учебной деятельности, мотивации к обучению в течение всей жизни, развивающая – развитие познавательной активности и познавательных способностей студентов. Задачи самостоятельной работы по «экономике»: - приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления, как в России, так и за рубежом; - овладение рациональными способами и приемами самообразования. Самостоятельная работа играет значительную роль в изучении дисциплины «Экономика». Бюджет времени на самостоятельную работу определен рабочим учебным планом и составляет половину общей трудоемкости дисциплины. Содержание самостоятельной работы установлено по каждой изучаемой теме. Одним из оснований для определения содержание самостоятельной работы в настоящих методических указаниях является необходимость реализации индивидуального подхода к каждому студенту. Поэтому содержание самостоятельной работы по каждой теме структурировано на общую (обязательную для всех) и индивидуальную (творческую, выполняемую по желанию) части. В рамках дисциплины «Экономика» самостоятельная работа студентов организуется в следующих формах: - работа с конспектом лекции; - изучение вопросов, выносимых за рамки лекционных занятий (перечень см. в настоящих методических рекомендациях); - подготовка к семинарскому занятию (по вопросам, указанных в планах семинарских занятий); - выполнение общих и индивидуальных домашних заданий (перечень см. в планах семинарских занятий и настоящих методических указаниях), в том числе: - подготовка краткого доклада (резюме, эссе) для семинарского занятия; - подготовка к тестированию. Рекомендуемый ниже режим самостоятельной работы позволит студентам глубоко разобраться во всех изучаемых вопросах, активно участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях и в конечном итоге успешно сдать экзамен/зачет. Работу с конспектом лекции целесообразно проводить непосредственно после её прослушивания. Она предполагает перечитывание конспекта, внесение в него, по необходимости, уточнений, дополнений, разъяснений и изменений. Необходимым является глубокое освоение содержания лекции и свободное владение им, в том числе использованной в ней терминологии (понятий), категорий и законов. В связи с большим объемом изучаемого материала, интересом который он представляет для современного образованного человека, некоторые вопросы выносятся за рамки лекций. Изучение вопросов, выносимых за рамки лекционных занятий, предполагает самостоятельное изучение студентами дополнительной литературы и её конспектирование по этим вопросам. По той же причине тематика семинарских занятий не повторяет тематику лекций. На семинарские занятия выносятся важнейшие проблемы курса, требующие углубленного изучения. Подготовка к семинарскому занятию предполагает большую самостоятельную работу и включает в себя: 1. Знакомство с планом семинарского занятия и подбор материала к нему по указанным в плане соответствующего занятия и настоящих методических рекомендациях источникам (конспект лекции, основная, справочная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы). 2. Запоминание подобранного по плану семинара материала. 3. Освоение терминов, перечисленных в глоссарии (см. планы семинарских занятий). 4. Обдумывание вопросов для обсуждения. Выдвижение собственных вариантов ответа. 5. Выполнение общих заданий. 6. Подготовка (выборочно) индивидуальных заданий. Общие задания, приведенные в планах семинарских занятий и настоящих методических рекомендациях, выполняются всеми студентами в обязательном порядке. Индивидуальные задания, указанные там же, распределяются преподавателем на предшествующем семинарском занятии с учетом пожеланий самих студентов. Таким образом, они выполняются к следующему семинару только теми студентами, кому это поручено. Доклад (резюме, эссе) не является обязательной формой самостоятельной работы студентов, но при желании студенты имеют возможность самостоятельно выбрать одну из предполагаемых преподавателем тем и выступить на семинарском занятии. Доклад (резюме, эссе) как форма самостоятельной учебной деятельности студентов представляет собой рассуждение на определенную тему на основе обзора нескольких источников в целях доказательства или опровержения какого-либо тезиса. Информация источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. своих мыслей. Цель написания такого рассуждения – подготовить студентов к проведению собственного научного исследования и правильному оформлению его описания в соответствии с общепринятыми требованиями. Работа студентов по подготовке доклада (резюме, эссе) заключается в следующем: · подбор научной литературы по выбранной теме; · работа с литературой, отбор информации, которая соответствует теме и помогает доказать тезисы; · анализ проблемы, фактов, явлений; · систематизация и обобщение данных, формулировка выводов; · оценка теоретического и практического значения рассматриваемой проблемы; · аргументация своего мнения, оценок, выводов, предложений; · выстраивание логики изложения; · указание источников информации, авторов излагаемых точек зрения; · правильное оформление работы (ссылки, список использованной литературы, рисунки, таблицы) по стандарту. Самостоятельность студента при подготовке доклада (резюме, эссе) проявляется в выборе темы, ракурса её рассмотрения, источников для раскрытия темы, тезисов, аргументов для их доказательства, конкретной информации из источников, способа структурирования и обобщения информации, структуры изложения, а также в обосновании выбора темы, в оценке её актуальности, практического и теоретического значения, в выводах. Выступление с докладом (резюме, эссе) на семинаре не должно превышать 7-10 минут. После устного выступления автор отвечает на вопросы аудитории (студентов, преподавателя) по теме и содержанию своего выступления. Цель и задачи данного вида самостоятельной работы студентов определяют требования, предъявляемые к докладу (резюме, эссе), и критерии его оценки: 1) логическая последовательность изложения; 2) аргументированность оценок и выводов, доказанность тезиса; 3) ясность и простота изложения мыслей (отсутствие многословия и излишнего наукообразия); 4) самостоятельность изложения материала источников; 5) корректное указание в тексте доклада источников информации, авторов проводимых точек зрения; 6) стилистическая правильность и выразительность (выбор языковых средств, соответствующих научному стилю речи); 7) уместное использование иллюстративных средств (цитат, сносок, рисунков, таблиц, слайдов). Подготовка к тестированию предусматривает повторение лекционного материала и основных терминов, а также самостоятельное выполнение заданий в текстовой форме, приведенных в планах семинарских занятий и настоящих методических рекомендациях. Самоконтроль является обязательным элементом самостоятельной работы по экономике. Одной из важных задач обучения студентов способам и приемам самообразования является формирование у них умения самостоятельно контролировать и адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности и на этой основе управлять процессом овладения знаниями. Овладение умениями самоконтроля приручает студентов к планированию учебного труда, способствует углублению их внимания, памяти и выступает как важный фактор развития познавательных способностей. Самоконтроль включает: 1. Оперативный анализ глубины и прочности знаний и умений по экономике. 2. Критическую оценку результатов своей познавательной деятельности. Самоконтроль учит ценить свое время, позволяет вовремя заменить и исправлять свои ошибки. Формы самоконтроля могут быть следующими: - устный пересказ текста лекции и сравнение его с содержанием конспекта лекции; - составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти; - ответы на вопросы и выполнение заданий для самопроверки (настоящие методические указания предполагают вопросы для самоконтроля по каждой изучаемой теме); - самостоятельное тестирование по предложенным в настоящих методических указаниях БТЗ. Самоконтроль учебной деятельности позволяет студенту оценивать эффективность и рациональность применяемых методов и форм умственного труда, находить допускаемые недочеты и на этой основе проводить необходимую коррекцию своей познавательной деятельности. Самостоятельная работа студентов систематически контролируется преподавателем. Для этого используются следующие формы: - рассмотрение самостоятельно изучаемых вопросов на семинарском занятии. - заслушивание и оценка самостоятельно подготовленных студентами докладов (резюме, эссе) на семинарском занятии; - включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины (банки тестовых заданий) для тестирования. - включение вопросов по самостоятельно изученному содержанию дисциплины в перечень вопросов к экзамену.
|