Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для самостоятельной работы. 1. Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу: составьте историческую периодизацию основных этапов развития мировой экономической мысли и
1. Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу: составьте историческую периодизацию основных этапов развития мировой экономической мысли и представьте краткую характеристику.
2. Составьте список Нобелевских лауреатов в области экономики. 3.Подготовить эссе по предложенной тематике. Подготовьте комментарий к нему. 4. Подготовить каждому на выбор автобиографию одного из Нобелевских лауреатов в области экономики и его вклад в науку. 5. Подготовить каждому на выбор автобиографию одного из ученых и рассмотреть его основные взгляды и теории. 6. Осуществить подбор материала по развитию Русской экономической мысли от периода древности до современности и рассмотреть основные Древнерусские Трактаты. 7.Представить характеристику уровней развития экономики (микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мировая экономика) и как они взаимосвязаны между собой. В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме: 1. В настоящее время основное течение экономической мысли трактует экономику как науку: а) о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ; б) о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, науку о богатстве; в) изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов; г) о рациональном поведении экономических агентов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; д) определения нет. 2.Есть ли в вариантах ответов на тест 1 определение предмета институциональной экономики? 3.Есть ли в вариантах ответов на тест 1 марксистское определение предмета экономической науки? 4.Есть ли в вариантах ответов на тест 1 классическое определение предмета экономической науки? 5. Что из перечисленного не изучает микроэкономика? а) особенности функционирования рынка в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; б) эффективность производства; в) природу денег; г) природу прибыли. 6. Экономическая теория не исследует: а) неограниченные ресурсы; б) выбор между материальными и духовными потребностями; в) максимальное удовлетворение потребностей; г) распределение доходов. 7. Мезоэкономика изучает: а) влияние изменения курса рубля на объем импорта; б) влияние изменения курса рубля на функционирование фирмы А; в) эффективность производства фирмы А; г) конкуренцию фирмы А с фирмой В. 8. Институционализм в отличие от экономикса: а) более совершенная теория; б) не считает цену главной экономической категорией; в) ближе к марксизму; г) не может служить адекватной экономической теорией. 9. Марксизм в отличие от экономикса: а) более совершенная теория; б) не может служить адекватной экономической теорией; в) считает, что проблему редкости возможно разрешить; г) не изучает рыночную экономику. 10. Экономикс трактует стоимость как: а) справедливую цену; б) как основу цены; в) долгосрочную цену; г) цену, т.е. не видит принципиальных различий. Темы для рефератов и эссе. Проблемные вопросы 1.Конституция Российской Федерации как основа формирования экономической системы страны и государственной экономической политики. 2.Конституция Российской Федерации об экономических ресурсах земли, полезных ископаемых и разграничении прав ведения в области ресурсов и их хозяйственного использования (ст. 8, 9, 35, 36, 58, 71, 72, 130–132). 3.Объективно ли экономическое знание? Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход). С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясений, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику). Как известно, экономика не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными? Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества? Способны ли методы экономики снизить риск необъективности? Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины? Тема№2 «Микроэкономика. Общая характеристика рыночной экономики» (2 часа).
|