![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие коммерческой тайны
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции. Засекречивая информацию, предприятия должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой (реализуемой) Продукции и услуг. Чрезмерное засекречивание коммерческой деятельности может обернуться потерей прибыли. Коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы. Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты. Это сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы. Они подлежат защите службой безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации. Носителями коммерческих секретов являются руководители предприятий, а также служащие, допущенные к коммерческим секретам. Коммерческие секреты различаются по нескольким признакам: по природе коммерческой тайны: — технологические; — производственные; — маркетинговые; — организационные; — торговые (коммерческие); — рекламные; — интеллектуальные и др. по принадлежности собственнику: — собственность предприятия; — собственность группы предприятий; — собственность отдельного лица; — собственность группы лиц и т. д. по назначению — результаты определенных видов деятельности: — сведения о финансовой деятельности предприятия; — деловые планы и планы производства новой продукции; — информация о маркетинге фирм; — списки клиентов; — информация о сотрудниках; — организационные схемы; — деловая переписка и информация и др.
В торговых предприятиях коммерческой тайной являются сведения, которые касаются торговых отношений: а) организация и размеры оборота; б) состояние рынков сбыта; в) сведения о банковских операциях; г) сведения о поставщиках товаров; д) сведения о потребителях и т. д.
К источникам закрытой коммерческой информации относятся схемы, документы, технологии, изделия, образцы. Секретность названной информации защищает производителей, коммерческие структуры от недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция — это различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п. Значительное место здесь занимает промышленный шпионаж. Промышленный шпионаж — незаконный сбор сведения, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем. Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф: «конфиденциально, «остро конфиденциально», «конфиденциально, только адресату» и др. Информация, содержащая служебную тайну имеет гриф «для служебного пользования». Для обеспечения сохранности секретной информации на предприятии обязательно должен быть письменный приказ руководителя, устанавливающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. С этим перечнем необходимо знакомить под расписку сотрудников, с которых берется подписка (или обязательство в трудовом договоре) о неразглашении коммерческой тайны.
Виды документов, которые не могут составлять коммерческую тайну: ü учредительные документы (" Учредительный договор) и Устав; ü документы, дающие право заниматься предпринимательской ü деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); ü сведения по установленным формам отчетности о ü финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, ü необходимые для проверки правильности уплаты налогов; ü документы о платежеспособности; ü соглашения, предложения, квоты; ü списки персонала, информация о сотрудниках, крупные договоры с банками; ü договоры купли-продажи; контракты на поставку товаров и др.; ü сведения о перспективах рынка сбыта, источниках сырья, выгодных партнерах; ü списки клиентов и продавцов; ü информация, представленная партнерами; ü данные о цене (стоимости) товаров и услуг, о технологии; ü деловые планы и планы производства новой продукции.
|