Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики реализации инвалидом права на санаторно-курортное лечение в г. Москве






 

В начале декабря 2011 года инвалид 2-ой группы Серов В.И.[23], обеспокоенный отсутствием в течение прошедшего периода календарного года предложения районного управления социальной защиты населения (далее - РУСЗН) о его направлении на санаторно-курортное лечение, сам обратился к его сотрудникам узнать каковы причины их молчания. Дело в том, что когда появляется " горящая" путевка, как правило, после внезапного отказа инвалида по причине ухудшения состояния его здоровья, сотрудники РУСЗН сами обзванивают инвалидов с целью найти желающего ею воспользоваться.

Из разговора Серова В.И. с сотрудником отдела " Предоставления мер социальной поддержки", занимающегося постановкой на учет и выдачей санаторно-курортных путевок стало известно, что до него еще не дошла очередь. Кроме того ему пояснили, что по этой очереди он должен быть направлен в санаторий зимой, т.е. с декабря 2011 г. по февраль включительно 2012 г. Это Серова В.И. очень удивило, поскольку его ИПРИ допускает санаторное лечение во все сезоны календарного года, а предоставленная в РУСЗН справка для получения путевки не имеет каких-либо противопоказаний. Но, учитывая, что он настаивал на соблюдение известных ему правил федерального законодательства о ежегодном направлении инвалидов на санаторно-курортное лечение, то ему предложили " горящую" путевку, от которой он отказался по следующим причинам. Дело в том, чтобы выехать в санаторий нужно в ЛПУ по месту жительства в установленном порядке обновить справку и получить санаторно-курортную карту (о чем далее будет сказано в деталях). Затем приобрести бесплатные железнодорожные билеты до санатория и обратно по специальной процедуре или талонам, выданным РУСЗН (далее этот процесс будет изложен подробно). Кроме того, попытаться получить в спецаптеке комплект льготных лекарств на период нахождения в санатории. Проделать это инвалиду, имеющему серьезное заболевание сердечно-сосудистой системы кровообращения и связанные с ним болезни ног, в условиях ограниченного времени (3 дня) было делом не реальным.

Его отказ сотрудник РУСЗН отметил в своей документации и предложил подождать пока он подберет путевку с более удобной для инвалида даты заезда и с доставкой к месту реабилитации автотранспортным средством санатория. Через день сотрудник РУСЗН позвонил Серову В.И. и предложил путевку, в которой срок заезда в санаторий был через десять дней с бесплатной доставкой из Москвы автобусом и по окончании лечения таким же образом возвращение в Москву.

При этом, как позже выяснилось, ни инвалиды, ни работники РУСЗН не знают в минимально необходимом объеме нормы федерального законодательства, определяющие порядок реализации инвалидами своего права на санаторно-курортное лечение. К таким актам, прежде всего, относятся:

1). Закон N 323;

2).Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) " Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [24];

3).Закон N 181 и ряд других актов.

Для убеждения в том, что руководству и сотрудникам РУСЗН, к которому территориально прикреплен вышеобозначенный инвалид, известно о наличии таких актов и даже их содержание, а также используют ли они их предписания в своей повседневной работе, в РУСЗН было отослано письмо. Кроме того, информация, полученная в ответе РУСЗН, могла содержать сведения, которые стали бы доказательством обоснованности обращения инвалида в суд с претензиями к РУСЗН.

В письме указывалось, что в функции РУСЗН входит реализация государственной политики в области адресной социальной защиты инвалидов, проживающих на территории района, который оно обслуживает. В зону компетенции и ответственности руководства РУСЗН за эту деятельность попадает распределение путевок на санаторно-курортное лечение среди инвалидов. Однако инвалид, по его мнению, столкнулся с ошибочным пониманием и, соответственно, действиями сотрудников РУСЗН, занимающихся распределением путевок, в части порядка направления на санаторное лечение.

В письме инвалид обращал внимание руководства РУСЗН, что он уже вторично, получая путёвки на этот вид медицинской реабилитации, предписанной ИПРИ, фактически по своей инициативе выяснял в конце каждого очередного календарного года, почему ему не предлагается в течение года полагающегося ему лечения в санатории. При его обращениях в РУСЗН выяснялось, что уполномоченные на это работники объясняют эту ситуацию не содержанием ИПРИ, а следующими обстоятельствами. Соблюдением ими очереди согласно дате подачи заявления, желающих получить путевки, и сезоном, указанным в справке для получения путевки, где участковый врач проставляет " галочку" в соответствующем " окошке" строки 19 " Рекомендуемые сезоны лечения". Причем в московских РУСЗН как в электронном виде, так и на бумажных носителях информации имеются все сведения об инвалидах, которым полагается согласно ИПРИ санаторное лечение, Кроме того в общей базе с территориальным ПФ РФ имеются данные кто из инвалидов отказался от санаторного лечения, выбрав получение ЕДВ. Следовательно, оформление еще и заявления о желании получить в конкретном календарном году санаторную путевку явно излишне, поскольку даже в Федеральном регистре льготников указан отказ от соответствующей части ЕДВ.

Инвалид посчитал, что такое понимание работниками РУСЗН действий лечащего врача в случаях с направлением на санаторное лечение именно инвалидов является глубоко ошибочным из-за не учета ими следующих обстоятельств. Врач заполняет справку для получения путевки тогда, когда инвалид приходит к нему и говорит, что РУСЗН предлагает ему поехать в санаторий и он с этим согласен. Поэтому, если путевку предлагают зимой, то и врач ставит в справке " галочку" в строке сезон " зима", исходя из информации, содержащейся в ИПРИ, ксерокопию которой он сохраняет в амбулаторной карте. Если РУСЗН предоставит путевку весной, то и врач проставит в справке этот же сезон, поскольку ИПРИ допускает санаторно-курортное лечение круглый год. Учитывая, что справка действует в течение полугода и если инвалид предоставил ее в декабре, то она автоматически охватывает часть следующего года. Поэтому указанный не в ИПРИ, а в справке сезон, например зима, служит для РУСЗН ориентиром периода времени в новом году, когда нужно предлагать инвалиду путевку в санаторий.

Инвалид в письме также указал, что в целях получения санаторных услуг в натуре он не получает ту часть ЕДВ, которая ему полагается при отказе от санаторного лечения. Предложение инвалида работникам РУСЗН ознакомиться с ИПРИ воспринимается отрицательно, с пояснением, что их интересует только форма N 070/у-04 " Справка для получения путевки". На вопрос, а почему нужно каждый год дожидаться декабря, чтобы требовать реализации права на санаторное лечение следует ответ, что среди льготных категорий есть более льготные, например инвалиды войны, которые имеют право на первоочередное и внеочередное направление в санатории. Поэтому пока не удовлетворят категории " суперльготников" очередь не доходит до иных инвалидов. К тому же в РУСЗН учитывают дату, когда к ним поступили сведения о конкретном инвалиде, имеющим право на санаторное лечение. Все это приводит к такому положению, когда отдельные инвалиды, которые не беспокоят РУСЗН об этом виде лечения, не ежегодно получают путевки в санаторий не по своей вине. Причем получение двух путевок в следующем календарном году не практикуется из-за того, что это якобы не предусмотрено законом. Однако при посещении санатория выясняется, что есть инвалиды, которые ездят в санаторий по два раза в году (правда, еще один раз как лица, сопровождающие других инвалидов).

Завершая вышеизложенное обращение, инвалид просил дать в ответе ссылку на нормативно-правовые акты, которыми пользуются в РУСЗН, устанавливая правила предоставления путевок на санаторное лечение по очереди, а не в порядке определенном в федеральном законодательстве.

Из полученного ответа следовало, что в своей ежедневной работе РУСЗН руководствуется Постановлением Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП (в ред. от 16.06.2011) " О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" [25] (далее - Постановление N 755-ПП).

После получения этого ответа у гражданина, относящегося к категории инвалидов, имеющих социальные льготы в связи с общими заболеваниями, возникли следующие вопросы:

1). В каких основополагающих нормативно-правовых актах отражены права инвалида на санаторно-курортное лечение и как они в них изложены, учитывая ссылки РУСЗН на соблюдение при этом очереди на медицинскую реабилитацию?

2). Каков порядок реализации инвалидом права на санаторно-курортное лечение по федеральному и московскому законодательству?

3). В каком порядке и кем должен на основании федерального и московского законодательства проводится медицинский отбор и направления инвалидов на санаторно-курортное лечение?

4). Какое правовое значение выполняет ИПРИ в части влияния его предписаний на реализацию инвалидом права на санаторно-курортное лечение?

5) Какой орган власти Москвы несет юридическую ответственность за нарушение прав инвалида на санаторно-курортное лечение, определенных в федеральных законах?

Для того чтобы дать ответы по существу поставленных вопросов нужно прежде уяснить как регулирует федеральное законодательство порядок реабилитации здоровья инвалидов путем санаторно-курортного лечения. Кроме того нужно выявить чем отличаются от федеральной регламентации этих социальных отношений аналогичные правила московского законодательства.

Только после этого сравнительно-правового анализа допустимо сделать обоснованный вывод и дать при необходимости предложения по исправлению создавшегося положения. Дело в том, что рассматриваемый случай, как позже выяснилось, не был неприятным исключением из позитивной практики работы московских РУСЗН, да и иных общероссийских и региональных органов социальной защиты населения. В подобных случаях службы соцзащиты населения должны учитывать в своей работе следующие документы в дополнении к вышеуказанным законам:

1). Закон N 178;

2). Распоряжение N 2347-р;

3). Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256 (в ред. от 15.12.2014) " О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" [26] (вместе с Инструкцией по заполнению формы N 070/у-04 " Справка для получения путевки", Инструкцией по заполнению формы N 072/у-04 " Санаторно-курортная карта", Инструкцией по заполнению формы N 076/у-04 " Санаторно-курортная карта для детей") (далее - Приказ N 256);

4). Приказ N 379н;

5). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ N 301н, Министерства здравоохранения РФ N 449н от 10.07. 2013 " Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на олучение государственной социальной помощи" [27]

6). Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 (в ред. от 01.03.2012) " Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" [28] (далее - Приказ N 328) и немалый ряд других актов.

Теперь на основании этих и иных актов, попытаемся уяснить порядок направления инвалидов на санаторно-курортное лечение согласно требованиям федерального законодательства, учтя сначала его гарантийные нормы и прописанный в них процесс их реализации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал