Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.




 

Жизнь современного общества в значительной мере зависит от ус­пехов науки. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями. Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей застав­ляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом осо­бого изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от ми­фа или религиозной веры? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? — Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы че­ловеческой деятельности, привели к возникновению особой дисципли­ны — философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке грех областей: самой науки, ее истории и философии.Философия науки — это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гу­манитарного, социального, технического) знания. В результате становиться очевидно философское познание нельзя рассматривать как чистую теорию. То есть нельзя понять в полной мере все­общее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в един­стве с всеобщим.Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Таким образом, предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контекстеОсновная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания. Разные области науки при всех их различиях являются частями некоего целого — «Науки». По­ложения общей философии пауки распространяются на все ее части, на все «науки». Вместе есть существенные различия в самом процессе и результатах философских размышлений по поводу разных наук, связанные с их особенностями и различиями их предметов.Соответственно, уже на протяжении XX в. складывались специа­лизированные области знания в философии науки. Например, можно отметить существование философии математики, философии физики, географии. При этом нельзя точно сказать где заканчивается общая философия науки и на­чинаются философские вопросы конкретных наук. Науку как сложное системное явление необходимо рассматри­вать с нескольких позиций. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и процессов их получе­ния, т. е. процессов познания. С другой стороны, наука является соци­альным институтом. Социальные формы органи­зации науки разнообразны- НИИ, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т. п. Работающие в них люди непосредственно заняты не только исследованиями, но и участвуют в разнообразных формах научного общения. Социально-организационным формам, в которых вопло­щена научная деятельность, соответствуют свои особые идеалы, стан­дарты, ценности.Наконец, наука является особой стороной и областью культуры и всегда погружена в социально-культурный контекст, взаимодейст­вуя с философией, искусством, мифологией, религией, политикой, средствами массовой информации. Взаимосвязь истории науки и философии наукиДля философствования над чем-то необходимо чтобы этот предмет был. То есть не может быть философии науки, пока нет самой науки. Нет и истории науки, пока нет науки. Так что, размышляя о взаимосвязи философии науки и истории науки, мы сталкиваемся с проблемой происхожде­ния науки и проблемой ее периодизации.Сейчас отсутствует единое понимание происхождения науки. Нет и единых принципов и критериев ее периодизации.Широко признано положение, что наука, как и философия, зарож­дается внутри древнего мифологического сознания. Но вот по вопро­су о том, как наука стала самостоятельной областью общественной деятельности существуют различные точки зрения.Одни авторы полагают, что наука возникла в доисторические времена вместе с появлением у древних людей самых первых, про­стейших знаний о мире. Другие авторы временем рождения науки считают античность, а критерием становления науки как таковой — переход к «теоретизации» знаний. Согласно третьей точке зрения, возникновение науки относится к позднему европейскому Средневековью (XII-XIV вв.). Решающий аргумент в этом случае — распространение эксперимента в естество­знании. Согласно четвертой точке зрения, наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI-XVII вв. в период, называе­мый «великой научной революцией». В этот период такие «ученые на все времена», как Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, стали систематически применять действительно научный подход, для которого характерно специфическое соотношение между теори­ей и опытом.Первая и четвертая точки зрения — своего рода крайности, и истина должна лежать где-то посередине. Формирование науки - долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к XVI-XVII в. И только с XVI-XVII вв. началось существование науки — такой, как мы ее понимаем сейчас. Для философии науки история науки по роли и значению чем-то подобна тому, чем в любом научном исследовании для теоретиче­ского уровня является уровень эмпирический. В самом деле, откуда могут взяться соответствующие философские мысли о науке, если отсутствует историко-научное знание вообще и знание о современ­ном состоянии науки в частности? История науки и философия науки принадлежат к той области современного познания, объектом которой является духовная куль­тура. Имея один и тот же объект — науку, причем взятую в совокупно­сти всех ее компонентов, история науки и философия науки разли­чаются предметами, т. е. тем, под каким углом зрения в каждой из них изучается наука. К вопросам истории науки относятся вопросы о том, кто именно, что именно, когда и где открыл. Не менее важны для истории науки также вопросы о том, как те, кто открыл нечто, сделали это, как возник и был реализован замысел какого-то кон­кретного открытия, чем именно авторы открытий обязаны другим ученым и какое значение и последствия внутри самого научного по­знания имели те или иные открытия.Вопросы философии науки касаются осмысления общих харак­теристик системы научного знания, общих характеристик процесса получения этих знаний, форм и структур организации процесса на­учных исследований, общих особенностей науки как формы духов­ной культуры.История науки и философия науки, имея один и тот же объект, оказываются органически взаимосвязан­ными, так как обе возникают и развиваются вместе с самой наукой. Заметно отличаясь друг от друга, история науки и философия науки являются тесно взаимосвязанными областями познания.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал