Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценочное средство (презентация). Критерии оценивания.
Методические рекомендации: Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации. Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьтерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением. Мультимедийная презентация — это современный высокотехнологичный способ донести информацию до слушателей. Как отмечают Бурдина М. И., Толстых Л. А. в своей работе Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению (Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009. – 24 с.), одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе, является компьютерная презентация. Компьютерная презентация, созданная в программной среде PowerPoint, представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты (музыку, мультипликацию и видеофрагменты). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов (кнопок) или гиперссылок. Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются: · наглядностьдля слушателей; · тезисностьдля выступающего. Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации. Выделяют следующие виды мультимедийных презентаций: · статические: пользователь изучает информационный материал, размещенный на слайдах презентации, но не имеет возможности изменить содержимое слайдов (записать или отметить на слайде правильный ответ); последовательность просмотра слайдов проектируется разработчиком презентации в виде жесткой навигационной схемы и не может быть изменена в процессе работы; · интерактивные: пользователь, помимо изучения информационных материалов, может изменить содержимое слайдов; навигационная схема интерактивной презентации является динамичной, последовательность перехода между слайдами определяется действиями пользователя в процессе выполнения учебных заданий, размещенных на слайдах. Каждая электронная презентация, подготовленная к теме, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т. п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале – дисциплины). Эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых электронных материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. При создании мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами: - прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать; - в презентации не должно быть ничего лишнего: каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею электронного продукта; - презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной; - продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут; - презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, а не дублировать материал урока; - идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из демонстрируемых слайдах то, что он прослушал. Этапы разработки мультимедийной презентации
Обязательные структурные элементы презентации К обязательным структурным элементам презентации учебного назначения относятся: · обложка; · титульный слайд; · оглавление; · учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики); · словарь терминов; · справочная система по работе с управляющими элементами; · система контроля знаний; · информационные ресурсы по теме. При этом содержательное наполнение указанных слайдов может быть прокомментировано следующим образом: Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния обучающихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме). Титульный слайд должен включать: · название темы; · информацию об образовательном учреждении; · сведения об авторе; · дату разработки; · информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла. Оглавление(план) является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к её сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т. е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы). Оглавление может представлять сокращенное графически-текстовое изображение содержания, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания презентации с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию. Материал в электронной презентации представляется в краткой форме. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и элементов, не свойственных бумажным носителям (анимации, видеовставок, звуковых фрагментов). Информационное обеспечение презентации удобно организуется в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальных гиперсвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации. Тем не менее, не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т. д. Такое «удобство» нарушает последовательность изложения учебного материала и приемлемо только для энциклопедий или справочников. Графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. При этом большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков (графиков, схем, фотографий), оформляемом в виде самостоятельного модуля презентации. На элементы этого альбома возможна ссылка с других слайдов через гиперссылки или с помощью специальных кнопок. Словарь терминов и определений весьма желателен для презентации учебного назначения. Предпочтительнее оформить его на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления - понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице. Основными элементами управления являются: · кнопки перехода из оглавления на начало тем; · кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад; · кнопка возврата в оглавление; · кнопка вызова подсказки; · кнопка перехода в словарь терминов; · гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр. Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране. Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых при подготовке презентации. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, может вызывать утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. Вследствие этого при создании слайдов необходимо учесть целый ряд требований. Требования к представлению информации на слайде Содержание информации · размещение на слайде понятий, определений, терминов, предложений, которые необходимо зафиксировать в рабочих тетрадях обучающихся; · максимальная информативность текста, сжатость и краткость изложения: · минимально возможное количество слов, · короткие слова и предложения, · одинаковая временная форма глаголов, · минимум предлогов, наречий, прилагательных; · наличие кратких и «ёмких» заголовков; · объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы (структурирование текста); · отведение каждому положению (каждой идее) отдельного абзаца текста; формулировка идеи абзаца в первой строке (лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца); · предъявление материала в табличном (матричном) формате (позволяет в компактной форме наглядно показать связи между различными понятиями); · наличие маркированных и нумерованных списков; · размещение таблиц на одном экране, разбивка больших таблиц на несколько мелких; замена таблиц графиками; · тщательная проверка всей вербальной информации на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Объём и расположение информации на слайде · не стоит перегружать слайды слишком большим объёмом информации (человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений); · наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде; поле экрана целесообразно заполнять зрительной информацией не более чем на 75%; следует отдавать предпочтение горизонтальному расположению информации; · наиболее важную информацию рекомендуется размещать в центре слайда; · если на слайде располагается рисунок (картинка), надпись должна находиться под ним; лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться. Шрифт размер букв, цифр, знаков на слайде определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт: - для заголовков — не менее 24 пт (пункт – единица измерения шрифта; 1 пт = 0, 376 мм); - для информации — не менее 18 пт; шрифты без засечек (рубленые) легче читать с большого расстояния: Arial предпочтительнее Times New Roman; нецелесообразно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями. Способы выделения информации · жирный шрифт или курсив; · рамки, границы, заливка; · разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки; · рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Требования к оформлению слайдов Стиль соблюдайте единый стиль оформления; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, рисунками). Цвет При проектировании обучающих программ рекомендуется учитывать следующие физиологические особенности восприятия цвета: а)стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): · оранжевый, · красный, · жёлтый; б) дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, умиротворяют: · светлые оттенки зелёного, · розовый, · голубой, · отчасти белый; в) нейтральные цвета считаются наиболее эргономичными: зелёный, · синий, · светло-коричневый · светло-розовый, · серовато-голубоватый; г) цвета, вызывающие неуверенность, тревогу, утомление: · лиловый, · фиолетовый д) угнетающие цвета: · тёмно-коричневый, · чёрный. Сочетание цветов на слайде презентации · для фона предпочтительней выбирать более холодные тона (например, синий или зеленый); · одним из сильнейших средств выразительности признается белое пространство; · фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала; · если фоновый рисунок всё же необходим (несёт смысловую нагрузку), следует использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии или располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке; · цвета фона и шрифта на слайде должны контрастировать: если фон светлый, то шрифт должен быть темным и наоборот (первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше); · черный цвет текста на белом фоне - не всегда удачное сочетание для презентаций: появляется рябь в глазах (особенно если шрифт мелкий); · на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: - для фона, - для заголовков, - для текста; более эргономичными считаются следующие сочетания цветов шрифта и фона: - белый цвет шрифта на темно-синем или тёмно-зелёном фоне, - тёмно-синий и тёмно-зелёный цвет шрифта на белом фоне, - тёмно-коричневый цвет шрифта на бежевом, светло-коричневом фоне, - чёрный цвет шрифта на светло-сером, светло-голубом, светло-розовом, светло-зелёном, серо-голубом фоне; не следует злоупотреблять красным цветом: его длительное использование вызывает быстрое утомление; следует обращать особое внимание на цвет гиперссылок (до и после их использования); пользуйтесь на первых порах готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Анимационные и звуковые эффекты возможности компьютерной анимации в презентации учебного назначения следует применять осторожно и осмысленно: - для создания определенного настроения или атмосферы; - для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе невозможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка); не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами: неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи отвлекают или вызывают раздражение; в презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несёт смысловую нагрузку. Методика использования мультимедийных презентаций учебного назначения Для обеспечения эффективности учебного процесса при составлении презентации необходимо: · избегать монотонности слайдов, учитывая смену деятельности обучающегося (узнавание, воспроизведение, применение); · ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей; · реализовывать личностно ориентированный подход в обучении; · учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной). К мультимедийной программе должна быть составлена методическая записка (сценарий) по использованию для возможности применения ее другими лицами. Примерные темы презентаций: Модуль 1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
|