Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценочное средство (презентация). Критерии оценивания.






Методические рекомендации:

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации. Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьтерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.

Мультимедийная презентация — это современный высокотехнологичный способ донести информацию до слушателей.

Как отмечают Бурдина М. И., Толстых Л. А. в своей работе Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению (Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009. – 24 с.), одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе, является компьютерная презентация.

Компьютерная презентация, созданная в программной среде PowerPoint, представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты (музыку, мультипликацию и видеофрагменты). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов (кнопок) или гиперссылок.

Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются:

· наглядностьдля слушателей;

· тезисностьдля выступающего.

Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации.

Выделяют следующие виды мультимедийных презентаций:

· статические: пользователь изучает информационный материал, размещенный на слайдах презентации, но не имеет возможности изменить содержимое слайдов (записать или отметить на слайде правильный ответ); последовательность просмотра слайдов проектируется разработчиком презентации в виде жесткой навигационной схемы и не может быть изменена в процессе работы;

· интерактивные: пользователь, помимо изучения информационных материалов, может изменить содержимое слайдов; навигационная схема интерактивной презентации является динамичной, последовательность перехода между слайдами определяется действиями пользователя в процессе выполнения учебных заданий, размещенных на слайдах.

Каждая электронная презентация, подготовленная к теме, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т. п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале – дисциплины).

Эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых электронных материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

При создании мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

- прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать;

- в презентации не должно быть ничего лишнего: каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею электронного продукта;

- презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;

- продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут;

- презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, а не дублировать материал урока;

- идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.

Этапы разработки мультимедийной презентации

Этап Перечень работ презентации
Планирование Определение типа мультимедийной презентации. Определение аудитории, на которую ориентирована презентация
Проектирование Выбор навигационной схемы Разработка дизайна слайдов
Информационное наполнение Подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения слайдов Подготовка речевого сопровождения Подготовка видеосопровождения Подготовка файла других прикладных программ (аудио/видеофайлов, дикторского сопровождения, документов пакета Microsoft Office, графических файлов, ссылок Интернета и др.)
Программная реализация Заполнение слайдов информационным материалом. Цветовое оформление слайдов Настройка мультимедийных объектов Установка гиперссылок на элементы меню в соответствии с навигационной структурой
Тестирование Устранение ошибок в текстовом и иллюстрационном материалах Проверка мультимедийных эффектов Проверка гиперссылок, реализующих навигационную схему
Эксплуатация Проведение занятий, демонстрация на конференциях, выставках
Сопровождение Совершенствование мультимедийной презентации

Обязательные структурные элементы презентации

К обязательным структурным элементам презентации учебного назначения относятся:

· обложка;

· титульный слайд;

· оглавление;

· учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

· словарь терминов;

· справочная система по работе с управляющими элементами;

· система контроля знаний;

· информационные ресурсы по теме.

При этом содержательное наполнение указанных слайдов может быть прокомментировано следующим образом:

Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния обучающихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).

Титульный слайд должен включать:

· название темы;

· информацию об образовательном учреждении;

· сведения об авторе;

· дату разработки;

· информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.

Оглавление(план) является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к её сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т. е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).

Оглавление может представлять сокращенное графически-текстовое изображение содержания, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания презентации с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию.

Материал в электронной презентации представляется в краткой форме.

Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и элементов, не свойственных бумажным носителям (анимации, видеовставок, звуковых фрагментов).

Информационное обеспечение презентации удобно организуется в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальных гиперсвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Тем не менее, не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т. д. Такое «удобство» нарушает последовательность изложения учебного материала и приемлемо только для энциклопедий или справочников.

Графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. При этом большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков (графиков, схем, фотографий), оформляемом в виде самостоятельного модуля презентации. На элементы этого альбома возможна ссылка с других слайдов через гиперссылки или с помощью специальных кнопок.

Словарь терминов и определений весьма желателен для презентации учебного назначения. Предпочтительнее оформить его на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.

Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления - понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице.

Основными элементами управления являются:

· кнопки перехода из оглавления на начало тем;

· кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;

· кнопка возврата в оглавление;

· кнопка вызова подсказки;

· кнопка перехода в словарь терминов;

· гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.

Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых при подготовке презентации.

Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, может вызывать утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. Вследствие этого при создании слайдов необходимо учесть целый ряд требований.

Требования к представлению информации на слайде

Содержание информации

· размещение на слайде понятий, определений, терминов, предложений, которые необходимо зафиксировать в рабочих тетрадях обучающихся;

· максимальная информативность текста, сжатость и краткость изложения:

· минимально возможное количество слов,

· короткие слова и предложения,

· одинаковая временная форма глаголов,

· минимум предлогов, наречий, прилагательных;

· наличие кратких и «ёмких» заголовков;

· объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы (структурирование текста);

· отведение каждому положению (каждой идее) отдельного абзаца текста; формулировка идеи абзаца в первой строке (лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

· предъявление материала в табличном (матричном) формате (позволяет в компактной форме наглядно показать связи между различными понятиями);

· наличие маркированных и нумерованных списков;

· размещение таблиц на одном экране, разбивка больших таблиц на несколько мелких; замена таблиц графиками;

· тщательная проверка всей вербальной информации на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Объём и расположение информации на слайде

· не стоит перегружать слайды слишком большим объёмом информации (человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений);

· наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде; поле экрана целесообразно заполнять зрительной информацией не более чем на 75%; следует отдавать предпочтение горизонтальному расположению информации;

· наиболее важную информацию рекомендуется размещать в центре слайда;

· если на слайде располагается рисунок (картинка), надпись должна находиться под ним; лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться.

Шрифт

размер букв, цифр, знаков на слайде определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт:

- для заголовков — не менее 24 пт (пункт – единица измерения шрифта; 1 пт = 0, 376 мм);

- для информации — не менее 18 пт;

шрифты без засечек (рубленые) легче читать с большого расстояния: Arial предпочтительнее Times New Roman; нецелесообразно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями.

Способы выделения информации

· жирный шрифт или курсив;

· рамки, границы, заливка;

· разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;

· рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Требования к оформлению слайдов

Стиль

соблюдайте единый стиль оформления;

избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, рисунками).

Цвет

При проектировании обучающих программ рекомендуется учитывать следующие физиологические особенности восприятия цвета:

а)стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):

· оранжевый,

· красный,

· жёлтый;

б) дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, умиротворяют:

· светлые оттенки зелёного,

· розовый,

· голубой,

· отчасти белый;

в) нейтральные цвета считаются наиболее эргономичными:

зелёный,

· синий,

· светло-коричневый

· светло-розовый,

· серовато-голубоватый;

г) цвета, вызывающие неуверенность, тревогу, утомление:

· лиловый,

· фиолетовый

д) угнетающие цвета:

· тёмно-коричневый,

· чёрный.

Сочетание цветов на слайде презентации

· для фона предпочтительней выбирать более холодные тона (например, синий или зеленый);

· одним из сильнейших средств выразительности признается белое пространство;

· фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

· если фоновый рисунок всё же необходим (несёт смысловую нагрузку), следует использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии или располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке;

· цвета фона и шрифта на слайде должны контрастировать: если фон светлый, то шрифт должен быть темным и наоборот (первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше);

· черный цвет текста на белом фоне - не всегда удачное сочетание для презентаций: появляется рябь в глазах (особенно если шрифт мелкий);

· на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов:

- для фона,

- для заголовков,

- для текста;

более эргономичными считаются следующие сочетания цветов шрифта и фона:

- белый цвет шрифта на темно-синем или тёмно-зелёном фоне,

- тёмно-синий и тёмно-зелёный цвет шрифта на белом фоне,

- тёмно-коричневый цвет шрифта на бежевом, светло-коричневом фоне,

- чёрный цвет шрифта на светло-сером, светло-голубом, светло-розовом, светло-зелёном, серо-голубом фоне;

не следует злоупотреблять красным цветом: его длительное использование вызывает быстрое утомление; следует обращать особое внимание на цвет гиперссылок (до и после их использования); пользуйтесь на первых порах готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона.

Анимационные и звуковые эффекты

возможности компьютерной анимации в презентации учебного назначения следует применять осторожно и осмысленно:

- для создания определенного настроения или атмосферы;

- для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе невозможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка);

не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами: неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи отвлекают или вызывают раздражение; в презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несёт смысловую нагрузку.

Методика использования мультимедийных презентаций учебного назначения

Для обеспечения эффективности учебного процесса при составлении презентации необходимо:

· избегать монотонности слайдов, учитывая смену деятельности обучающегося (узнавание, воспроизведение, применение);

· ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей;

· реализовывать личностно ориентированный подход в обучении;

· учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

К мультимедийной программе должна быть составлена методическая записка (сценарий) по использованию для возможности применения ее другими лицами.

Примерные темы презентаций:

Модуль 1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал