Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозный контекст






Иисус Христос бросил прямой вызов всей формальной религиозной системе, основанной на исполнении определенных обрядов. В иудаизме тогда существовало четыре направления: фарисеев, саддукеев, ессеев и зилотов. Позвольте коротко остановиться на каждом из этих направлений.

Фарисеи считали, что блаженство заключается в исполнении традиций, требуемых законом. Они постоянно увлекались прошлым. Для них истинное блаженство было неразрывно связано с соблюдением преданий и традиций предков.

Саддукеи, наоборот, считали, что блаженство связано с настоящим временем, они искали его в модернизме и либерализме. " Мы живем сейчас и должны относиться ко всему, исходя из современных норм" - говорили они. Их религия - это новое веяние либерализма. Все старое отбрасывалось ими как ненужное.

(В определенном смысле и те, и другие имели какую-то небольшую долю истины. Истинная религия должна включать в себя прошлое, но она должна учитывать настоящее.)

Были также ессеи, которые говорили: " Вне мира не может быть блаженства". Ох, как это хорошо звучит, не так ли? Беда только в том, что сами они отдалялись от мира и для жизни избирали уединенные места в пустыне.

И наконец, зилоты, которые говорили, что блаженство может принести только политический переворот, который свергнет римское владычество.

Итак, фарисеи тянули назад. Саддукеи звали вперед. Ессеи уходили в сторону. А зилоты призывали к борьбе.

Фарисеи страдали от ностальгии. Саддукеи были модернистами. Ессеи были изоляционистами. А зилоты социальными преобразователями. Какой хаос! Ну точно как и в наше время!

Иисус говорит прямо: " Все вы не правы. Все". Фарисеям Он сказал, что религия не является исполнением внешних обрядов. Саддукеям Он указал, что религия не является человеческой философией, приспособленной к требованиям настоящего времени". Ессеям Он говорил: " Поверьте Мне, религия - это не изоляция от мира". Зилотам Он говорил: " Религия вовсе не является социальным переустройством".

Но вот что Иисус говорит всем: " Мое Царство - это внутренний мир человека". В этом состоит основная мысль Нагорной Проповеди. Именно внутри человека, а не вне. Не обрядность, ни философия, ни изоляционизм, ни переустройство. Иисус открывает дверь, ведущую к Новому Завету, о котором пророк Иеремия говорил: "...вложу закон Мой во внутренность их" (Иер. 31: 33).

Иисус подвел итог: " Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф. 5: 20). Другими словами: если человек не начнет искать чего-то большего, чем материальный мир вещей, у него не будет места в Царстве Божьем.

Этот принцип верен и сегодня. Мы не можем успокаивать самих себя тем, что стоим на правильной традиционной богословской позиции. Либералы не могут успокаивать себя мыслью о том, что они, якобы, нашли новую теорию (на самом деле она очень старые), будто бы Библия не есть Слово Божье.

Человек не может успокаивать себя удалившись куда-то в монастырь, где он может спокойно созерцать и размышлять о Боге и не тревожиться о том, что происходит в мире. Не может человек успокаивать себя и тем, что он выступает социальным переобразователем и стремится разрешить все социальные проблемы нынешнего мира.

Иисус не заинтересован в этом. Разве все это не часть всеобщей истины? Мы должны быть одновременно и активными в обществе, и отдаленными от него для Бога. Нам нужно быть современными и одновременно учитывать прошлое, однако в конечном итоге все это внешнее. Бог же заинтересован тем, что находится внутри нас.

Уже в далеком прошлом в 1 Книге Царств 16: 7, Бог сказал слова, подтверждающие эту истину: " ГОСПОДЬ смотрит на сердце". А в Притчах 4: 23 говорится: " Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни". Да, человеку нужно больше всего хранить свое сердце. В этом вся сущность. Если бы мы заботились о нашей душе так же, как и о нашем теле, как было бы прекрасно, не так ли? Люди просто сходят с ума, заботясь о своем теле. Они занимаются спортом; ездят на велосипедах; ходят по горам; делают все это для здоровья своего тела!

Когда же Библия говорит о том, что нужно больше всего хранить свое сердце, она имеет в виду именно наше духовное " я". В Послании к Евреям сказано, что нам дано все необходимое, чтобы мы познали Бога. А в Евангелии от Луки 11: 39-41 говорится: " Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто".

Исходя из того, что мы узнали о различных контекстах Нагорной проповеди, можно увидеть, по крайней мере, пять причин, указывающих на важность ее учения.

1. Она указывает нам на необходимость рождения свыше. Сами по себе, нашей плотью мы никак не можем угодить Богу. Только те, кто стал " сопричастником Божеского естества", могут познать, что означает истинное блаженство. Нагорная проповедь подтверждает то, что сказано и в законе Моисея, а именно что мы нуждаемся в спасении. Закон Моисея запрещает делать одно, другое, третье т.е. он ставит ударение на дела. В Нагорной проповеди идет дальше и указывает на наше непосредственное отношение. Он указывает на то, что без Бога человек находится в безнадежном состоянии.

2. Нагорная Проповедь очень ясно говорит об Иисусе Христе, о Его учении. Желаете ли вы знать, учение Христа? Изучайте Его проповедь. Желаете ли вы знать, что лежит у Христа на сердце? Изучайте Нагорную проповедь. Желаете ли вы знать, как учит Христос жить? Изучайте Его проповедь.

3. Это единственный путь к блаженству. Если человек хочет быть блаженным, если хочет быть исполненным Духом Святым, то не нужно искать какие-то мистические переживания, или гоняться за иллюзиями и мечтами; или бегать с одного собрания на другое, стараясь найти что-то. Лучше изучать Нагорную проповедь и стараться осуществлять все сказанное в ней.

4. Это наилучший метод евангелизации, который я знаю. Вы удивлены? Если мы действительно будем жить так, как нас учит Нагорная проповедь, мы будем истинными Христовыми свидетелями в этом мире.

5. Это угождение Богу. Это наша привилегия. Подумайте только, человек так грешен и может угодить Богу! Это невероятно!

Итак, есть поистине веские основания серьезно заняться изучением Нагорной проповеди. А поэтому сейчас внимательнее рассмотрим первые два стиха.

Стих первый начинается так: " Увидев народ..." Иисус всегда бывал тронут, когда собирался народ и Он заботился о нем. В Евангелии от Матфея 9: 36; 14: 14 и 15: 32 сказано, что видя народ. Он сжалился над ним.

Матфей описывает (4: 23-25) толпу, перед которой Христос говорил Нагорную проповедь, и то, что Иисус ходил по всей Галилее, проповедуя Евангелие Царства Божьего, уча в синагогах и исцеляя больных. Весть о Нем быстро распространялась повсюду и " следовало за Ним множество народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана".

Народ шел к Иисусу с востока, с запада, с севера и с юга, и, видя народ, Он исполнялся состраданием к нему. Когда они были голодны, Он давал им пищу. Но когда Иисус видел духовный голод в их сердцах, Он давал им все, что нужно для удовлетворения их духовных нужд.

Поэтому за Христом всегда следовали толпы людей. Это были самые разные люди. Больные, одержимые бесами, фарисеи, саддукеи, ессеи, зилоты, законники, блудницы, мытари, ученые, безграмотные, порядочные, опустившиеся, богатые, бедные. В Иисусе Христе была непонятная притягательная сила, влекшая к Нему самых разных людей независимо от положения в обществе, чина или достоинства.

Проповедь Христа прежде всего была направлена к Его ученикам, а не ко всему народу, однако Он хотел, чтобы ее слушали все. Конечно, не все могли жить по ее принципам. Не все могли познать истинное блаженство. Но люди могли узнать хотя бы то, что блаженство доступно им. Люди были второстепенными слушателями, но и они нуждались в этой проповеди.

Он взошел на гору. Говорил Он сидя. Ученики окружили Его и Он учил их.

Кто же этот Проповедник, о Котором они говорили: " Никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Иоан. 7: 46)? Или о Котором сказано: " Он учил их как власть имеющий, а не как книжники" (Map. 1: 22). Он не цитировал из каких-либо источников. Он говорил Своей, присущей Ему властью. Какой чудесный Проповедник!

Его проповедь - это прекрасный образец гомилетики т.е. наставления, учения. Она содержит три основных раздела: граждане небесного Царства; праведность Царства Божия; призыв войти в Царство. Затем в последней части 7-ой главы даны результаты этой проповеди. Эти три раздела плавно переходят из одной к другой.

Великий Проповедник владел Словом, в Нем была сила и Он имел полномочия от Бога. Одному из ветхозаветных пророков Бог говорил: " И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их" (Иез. 3: 26). Но позже пришел Бог к тому же пророку и позволил ему говорить. Об этом мы читаем: " Но еще до прихода сего спасшегося вечером была на мне рука Господа, и Он открыл мне уста, прежде нежели тот пришел ко мне поутру. И открылись уста мои, и я уже не был безмолвен. И было ко мне слово Господне" (Иез. 33: 22-23).

Однако наш Господь Иисус Христос Сам имел Божью силу и Божью сущность, и потому сказал проповедь, какой никто другой сказать не мог, но и Христос не отверзал уст Своих до времени, назначенного всемогущим Богом.

Прочтите еще раз первый стих. Он взошел на гору. В греческом тексте сказано просто " на гору". На какую? - Конкретно не указано. Она не имеет названия. Просто на один из холмов, окружавших Галилейское море. Оттуда открывался прекрасный зеленый пейзаж. С правой стороны простирались Галилейские горы, с левой - Голанские высоты, а в нескольких километрах отсюда брала начало река Иордан, устремлявшаяся через Иорданскую долину к Мертвому морю.

С правой стороны за зелеными холмами простиралась Саронская долина, а еще дальше - Средиземное море. Вот здесь на одном из холмов сидел Иисус и говорил. Это была небольшая гора, не отличавшаяся ничем особенным. Но, после того, как Господь сказал Свою проповедь она стала особой горой, потому что все места, где был Иисус Христос, становились священными.

Иисус сел и отверз уста Свои. Он начал учить. Он говорил сидя, поскольку такова традиция раввинов. Если раввин садился и начинал учить - это приобретало официальный характер. Так происходит и по настоящее время и не только у евреев. Когда профессор получает преподавательскую должность в университете, то говорят: " он занял кресло". Римские католики о папе, выступающем из-за кафедры говорят: "...из своего кресла".

То, что говорил Иисус, не было случайной мыслью, это был официальный манифест Царя царей. Греческое выражение, переведенное " отверзши уста Свои" имеет особое значение. Оно употреблялось в тех случаях, когда речь шла о серьезном, торжественном и очень важном заявлении. Эта фраза встречается и в некоторых небиблейских древнегреческих литературных произведениях и относится она к тем, кто говорит что-то очень важное от глубины своего сердца.

"... Приступили к Нему ученики Его". Именно они были основным объектом проповеди Христа, поскольку только они могли понять суть того блаженства, о котором Он говорил. Только они могли жить так, как учила Нагорная Проповедь, поскольку только они стали сопричастниками Божьей силы, действовавшей в их жизни.

Это возможно и для нас, но только в том случае, если мы знаем Иисуса Христа. Архиепископ Английский Мак Ги однажды сказал, что невозможно жить в Англии по учению Нагорной Проповеди, потому что вся нация в целом не проявляет лояльность по отношению к Царю царей. И действительно, никто не сможет жить, как сказано в Нагорной Проповеди, если не будет знать Христа. Ученики знали Его, а потому Он обращался прежде всего к ним. Что же касается всех остальных, то для них это было приглашением придти к Нему.

Главные принципы изучения изложены в стихах 3-12. Блаженны, блаженны, блаженны, блаженны. Какое прекрасное учение! Это учение очень глубокое и может изменить жизнь человека. В этом мы убедимся далее. Вы просто не сможете изучить Нагорную Проповедь и остаться тем же человеком. Я, лично, не смог. Истины, изложенные в Заповеди Блаженства, действительно очень глубоки и обладает силою. Они не предназначены для тех, у кого двоятся мысли. Давайте же будем такими, какими хочет видеть нас Бог. Помните, что у каждого человека есть возможность, претворять царство Божье в своей жизни, если он познал Господа Иисуса Христа.

3. " Блаженны нищие духом"

Евангелие от Матфея 5: 3

" Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Не беспокойтесь из-за того, что вся эта глава посвящена только этому одному стиху. Некоторые стихи полны такими захватывающими истинами, что им нужно было бы посвятить целые главы комментарий.

Хорошую иллюстрацию к тому, что такое гордость, а гордость является грехом, который ненавидит Бог, дал недавно работник Библейского Института имени Муди, который перед проповедью на тему о гордости с иронией сказал: " Я собираюсь вам рассказать что-то замечательное относительно гордости".

Конечно же, по-настоящему гордый человек редко видит себя таким, какой он есть на самом деле, поскольку в таком случае ему нужно будет признать, что его образ жизни противоречит Нагорной проповеди Иисуса. Христос предложил блаженство, основанное на новом образе жизни, на идеалах праведности и на понятиях самоотречения. Эта величайшая проповедь, когда-либо сказанная на земле, говорит о таком блаженстве, которое вытекает из самоотречения.

Я верю, что Нагорная проповедь относится ко всему человечеству. Некоторые евангельские верующие считают Нагорную проповедь слишком возвышенной и невыполнимой. Так например, слова сказанные Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5: 48: " Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", они считают слишком трудновыполнимыми и относят их к Тысячелетнему царству. Они говорят, что в Нагорной Проповеди даны принципы жизни Божьего Царства. Однако такая точка зрения создает много проблем.

Во-первых, сам текст ничего не говорит о Тысячелетнем царстве. Во-вторых, Иисус обращался к людям, которые жили не в Тысячелетнем царстве (это, пожалуй, самый сильный аргумент). В-третьих, становится совершенно непонятно, как могут события описанные в Нагорной Проповеди, происходить в Тысячелетнем Царстве, а именно: гонение на истинно верующих, изгнание их и всяческое несправедливое злословие. Откуда такие злые люди смогут взяться в Царстве Божьем?

Слова из Евангелия от Матфея 5: 44: " Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" не имело бы никакого смысла, если бы речь в Нагорной проповеди шла о Тысячелетнем Царстве. Кроме того, все принципы, о которых идет речь в Нагорной проповеди могут быть найдены и в других местах Нового Завета. Мы не можем отнести всю эту проповедь к особо святым людям, которые будут жить в Тысячелетнем Царстве.

Эта проповедь сказана для нас. В ней изложены отличительные черты, присущие истинному христианину, живущему в любом историческом периоде. Она призывает нас придти к новому образу жизни. Иисус говорит: " Ваш образ жизни должен стать таким, если вы хотите познать блаженство". Разве не прекрасно знать что наш Бог вовсе не хочет лишить человека радости, как это утверждают некоторые неверующие? Или то, что Он вовсе не собирается " командовать вашим парадом"? Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Бог хочет, чтобы мы были благословенны. И Он даст нам те принципы, которые вполне доступны для нас.

Это особенная жизнь. Если жить такой жизнью, уверяю вас, что вы будете отличаться от других людей. Однако немногие люди живут по этим принципам. Многие христиане сегодня потеряли те отличительные качества, о которых говорится в Нагорной Проповеди. Мир сформировал нас по своему собственному образцу и заставил принять мирские понятия о музыке, морали, браке, разводах, освободительном движении, материализме, диетическом питании, алкоголе, танцах, спорте, коммерческой этике, одежде, развлечениях и т.д. Однако Бог хочет, чтобы мы отличались от мира. И Он говорит, что если мы будем жить по Его образцам, то мы будем блаженны. Но, однако, все начинается с сознания духовной нищеты.

Когда я покупаю новый автомобиль, я прежде всего ознакамливаюсь с инструкцией к нему, чтобы знать, как им управлять. Конечно, я уже знаю основные вещи, касающиеся управления автомобилем, однако в инструкции к данному автомобилю сказано кое-что, что я могу прочитать только в этой инструкции, поскольку никто не знает лучше этого автомобиля, чем те, кто его сконструировал. В нашем мире все создано Богом, однако немногие люди обращаются к Нему за советом о том, как устраивать свою жизнь. А ведь они должны были бы спрашивать у Бога, как им исполнить свое предназначение. " Ты меня создал, Ты и скажи мне". И Иисус говорит, все что нужно для жизни на земле!

Его интересует внутреннее состояние человека. Но это не означает, что поступки его не имеет никакого значения. Однако если внутри все правильно, то и внешнее будет правильным. Вера без дел мертва. Вы созданы во Христе Иисусе на добрые дела. Однако поступки человека могут быть истинным только в том случае, если внутреннее человек исполнен истиной. Если это звучит парадоксально, то заметьте, что все, сказанное в Заповедях Блажества, является священным парадоксом и находится в резком контрасте с мирскими представлениями.

Понятиям благословение и блаженство, переводится греческое слово макариос, в Священном Писании противопоставлено слово несчастье, горе. Причем Иисус не говорит: " Я желаю, чтобы вы были блаженны". Он говорит в категорической форме: " Блаженны вы..." И когда Он говорит противоположное: " Горе вам..." - это не просто пожелание. В обоих случаях - это судебный приговор.

Обратите внимание на последовательность изложения Заповедей Блаженства. Сначала мы видим блаженство нищих духом, что является правильным отношением к греху и что потом, в стихе 4, ведет к скорби, слезам. Осознав свою греховность и оплакав ее, вы испытаете чувство кротости. Затем вы начнете алкать и жаждать правды. Замечаете ли вы этот прогресс? Затем вы станете милостивым (ст. 7), чистым сердцем (ст. 8) и, наконец, миротворцем (ст. 9). Результатом же того, что вы станете чистым сердцем, милостивым и миротворцем, будут гонения и неправедное злословие. Почему? Потому что сознание всей вашей духовной нищеты, ваша скорбь и слезы греховности, кротость, милосердие, алчность и жажда правды, ваше миротворчество - все это будет раздражать мир.

Однако, когда все это произойдет, согласно стиху 12, у вас появится радость и чувство блаженства от сознания что вас ждет награда на небесах. И если вы будете жить по этим обетованиям Блаженства, вы получите уверенность о том, что вы соль земли. Именно так обстоит дело. И вы будете также светом для мира. Однако вы не сможете быть ни солью, ни светом, о которых говорится начиная с 13 стиха, если вы не начнете со стиха 3. Так рассмотрим стих 3.

Почему Иисус Христос начал с духовной нищеты? Он хотел рассказать о новой жизни, о новых понятиях и о новом образе жизни. Почему же Он начал с этого? Почему духовная нищета делается источником блаженства? Потому, что она является основной характерной чертой христианина. Сознание своей духовной нищеты - это самое первое, что необходимо человеку, чтобы войти в Царство Божье. Никто не может войти в него на основании своей гордости. Дверь в царство Божье очень низкая и войти в нее может только тот, кто низко поклонится.

Как ни парадоксально, но зная, что христианину нужно подняться на высоту и достичь высочайших идеалов в жизни, мы рано или поздно приходим к выводу, что это невозможно. И чем раньше мы придем к такому заключению, тем раньше мы прибегнем к Тому, Кто Один может помочь нам достичь всего этого. Другими словами Иисус говорит нам: " Вы не можете быть наполненными, пока вы не станете пустыми. Вы не можете стать ценными, пока вы не осознаете того, что вы ничего не стоите".

Меня удивляет, что в наше время христиане так мало говорят о своей пустоте. Я знаю много книг о том, как исполниться радостью, как исполниться Духом Святым, как исполниться тем-то и тем-то, но не знаю книг, говорящих, как опустошить себя. Можете ли вы представить себе книгу под названием: " Как можно стать ничем? " или: " Как можно быть никем? " Как вы думаете, станут ли такие книги популярными?

Духовная нищета - это фундамент благодати, и тем не менее современное христианство стремится к гордости. Вы можете ожидать, что фрукты вырастут сами собою без соответствующего фруктового дерева, с таким те успехом, как и то, что ваша христианская жизнь будет возрастать в благодати без смирения. До тех пор пока мы не будем нищими духом, мы не можем получить благодати. Нельзя стать христианином, если вы не нищие духом. Если в христианской жизни не быть нищи духом, то никогда нельзя познать, что такое благодать.

Иисус говорит: " Начинайте с этого. Блаженство принадлежит нищим духом". До тех пор пока человек не проявит смирения, Христос не будет дорог ему. Мы не можем видеть Его таким, какой Он есть, пока смотрим не на Него, а на себя. Пока человек видит только свои желания, нужды и требования, он не сможет понять неизреченных богатств Христовых. До тех пор пока человек не увидит насколько он осквернен, ему не увидеть насколько славен Христос. Пока мы не увидим нашей нищеты, мы не увидим Его богатства. В смерти мы оживем. Никто не может придти к Иисусу Христу и не может войти, в Его Царство без ужаса содрогания, без сознания своей греховности и без покаяния. В Притчах 16: 5 сказано, что гордость является мерзостью перед Богом.

Бог дает благодать смиренным. Вот почему с самого начала речь идет о смирении. Единственный путь, которым можно придти к Богу - это исповедание своей неправедности, признание своей неспособности соответствовать Божьим нормам, признание того, что вы не способны исполнять Божьи требования. Человек должен придти к Богу с чувством беспомощности и безнадежности, чтобы получить от Него Божью благодать, и нужно поддерживать чувства, чтобы сохранять благодать в христианской жизни. Хотя это может показаться парадоксальным, но этот принцип действует, и мы убедимся в этом позже.

В этом мире много безумцев, никогда не знавших истины. Даже христиане, пришедшие к Богу на верном основании, позднее пускается в погоню за восторгами современного христианства. Однако в нашей плоти мы не имеем ничего доброго. Вот почему Христос начал Свою проповедь с вопроса о духовной нищете.

Что же означает быть " нищим духом"? О какой нищите идет здесь речь?

Некоторые считают, что речь идет о материальной нищите. Но если бы Иисус Христос имел в виду только людей без денег, то самое плохое, что мы могли бы сделать как христиане - это отдать деньги тем, у кого их нет! Помощь нуждающимся была бы очень нежелательна. Накормить голодных - было бы недопустимым. Мы должны были бы прекратить всякую благотворительность. Нам нужно было бы отобрать деньги у всех людей и сделать всех нищими, чтобы они стали блаженными и готовыми войти в Царство Божье. И тогда мы были бы хорошими миссионерами, не так ли? Иметь деньги было бы ужасно, и мы, конечно, погибли бы.

Однако Бог ничего не говорит о материальной нищите. Более того, Давид говорит, что он никогда не видел праведника нуждающимся или его детей, просящими хлеба (Пс. 36: 25). Хотя апостол Павел испытал, что такое голод и нищета, он никогда не был нищим. Иисус Христос никогда не просил пищи. Христа и Его учеников обвиняли в том, что они были " не в своем уме", когда хотели " перевернуть" мир, но их никогда не обвиняли в том, что они были нищими. (Если бы они были нищими, то книжники и фарисеи не преминули бы указать на это.)

Итак, какую же нищету имеет в виду Христос? Он говорит: " нищие духом", т.е. о духовной нищете. Греческое слово токае, переведенное словом нищие, означает материальную нищету, т.е. совершенно безнадежное состояние, когда человек даже стыдится, как бы его кто не узнал. Речь идет не о простой бедности, а об абсолютной нищете. В Библии есть другое слово - пенасе, которое означает, что человек настолько беден, что должен зарабатывать себе на жизнь. Птокас означает - нищий, который должен просить милостыню. Пенасе - это бедный вынужденный заработать себе на жизнь. Птокас означает, что без посторонней помощи вы не сможете прожить. В этом случае вы полностью зависите от других.

" Именно такие, - говорит Иисус, - блаженны".

Как это может быть? И снова это кажется абсурдом, не так ли? - Но ведь мы только что установили, что речь идет не о материальной нищете. Иисус Христос говорит о духовной нищете, и слово, употребленное Им, как раз подходит в данном случае. Это лучшая аналогия, которую можно найти. Духовно нищий человек поистине духовно пуст, нищ и беспомощен. Может ли он заработать себе спасение? Является ли он духовно пенасе, т.е. таким, который может лишь заработать себе жизнь вечную? Нет. Он не пенасе - бедный. Он поистине птокас - нищий.

Человек абсолютно беспомощен и зависит только от Божьей милости, и Христос говорит: " Блаженны неимущие, лишенные абсолютно всего, нищие". Какое странное заявление! Однако пойдем дальше.

Сказано " нищие духом", следовательно речь идет о душе человека, а не о его теле. То есть сущность человека заключается в его душе, а не в теле. Бог так говорит об этом: " А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66: 2). В Псалме 33 стих 19 говорит: " Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет". А в Псалме 50: 19: " Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже".

Бог близок к тем, кто нищ духом, а не самодовольным, кто считает, что он сам сможет заслужить себе спасение. Нищий духом не означает, что у такого человека унылый дух и что он лишен всякого энтузиазма. Это не означает, что такой человек ленив или тих, безразличен и пассивен. Нищий духом тот, у кого нет чувства самодовольства.

Посмотрите на самый лучший пример самоунижения и самовозвышения, приведенный в Евангелии от Луки в главе 18. Это история о фарисее, который гордился своей праведностью, и мытарь, который подобно нищему, просит у Бога милости. Евангелист Лука повествует о чем-то очень важном: " Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу". Как же Иисус закончил эту хорошо известную притчу? Вот что Он сказал о мытаре: " Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (ст. 14).

Сказано предельно ясно. Блаженны те, кто нищ духом. Блаженны духовные бедняки, блаженны духовно пустые, духовные банкроты, " загнанные в угол" и умоляющие о Божьей милости. Именно они счастливы. Но почему? Потому, что только они знают об истинном источнике блаженства. Только они могут познать Бога. Они наследуют Царство Небесное не только потом, но также здесь и сейчас.

Эта истина выражена не только в Нагорной проповеди. Иаков в своем послании 4: 10 говорит: " Смиритесь пред Господом; и вознесет вас". Это не та нищета, против которой восстает человеческая воля, но нищета, при которой смиряется. В современной жертвы эта доктрина весьма непопулярна, особенно среди христиан, добившихся успеха и признания, а также богатства и влияния. Однако блаженство принадлежит смиренным.

Ветхозаветный Иаков должен был осознать свою духовную нищету перед тем, как Бог смог употребить его. Он боролся с Богом всю ночь, как сказано в главе 32 книги Бытия, и Бог ранил его в бедро. Он положил его, так сказать " на лопатки", и потом сказано: " И благословил (Бог) его там" (Быт. 32: 29). Мне это нравится. Бог благословил Иакова, когда тот смирился.

Бог не мог употребить пророка Исайю, пока он не стал нищим духом. В год смерти царя Озии, он плакал о своей потере. и тогда Бог по Своей милости показал пророку, чем является его собственная жизнь, и кем он является в действительности. Бог также показал пророку Себя в видении Великим и Превознесенным, и тогда Исайя воскликнул: " Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами...и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6: 5). И только после этого Бог благословил его.

Гедеон сознавал свое бессилие. Он сказал: " Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший" (Суд. 6: 15). На это Бог ответил ему: " Господь с тобою, муж сильный! " (ст. 12). Отсюда можно узнать, кто из людей является самым сильным. Это тот, кто сознает свое человеческое бессилие.

Таким был дух Моисея. Он настолько ясно осознавал свое бессилие, свою неспособность и настолько понимал свое несоответствие и непригодность, что Бог использовал именно Моисея, поставив его во главе избранного народа Божия. Таким же было и сердце Давида, который говорил Богу: "...Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил" (2 Цар. 7: 18).

То же самое вы видим и в Петре, который по природе был человеком настойчивым и самоуверенным. Тем не менее он сказал Иисусу: " Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лук. 5: 8). Апостол Павел признавал, что в его плоти нет ничего доброго. Он был величайшим из грешников, гнал и преследовал церковь Божью. Все, что он считал преимуществом, было на самом деле недостатком. От всего этого он отказался. Ни на что доброе он сам лично не был способен. И он стал сильным в своей немощи.

Мир говорит человеку: " Отстаивай свои права, гордись собою, завоюй себе место под солнцем". Но Бог говорит, что когда человек сознает свою слабость, когда признает, что он ничто, то это не конец, а напротив - начало! Однако труднее всего поступать так, Иисус говорит, что первое, что нужно сделать человеку - это осознать свое бессилие. В этом заключается духовная нищета. Задумайтесь над притчей о рабе-должнике, записанной в главе 18 Евангелия от Матфея. Он задолжал своему господину такую огромную сумму, которою он никогда бы не смог уплатить. Далее сказано: " Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: " государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу" (Матф. 18: 26). Другими словами: этот раб надеялся, что сам сможет заплатить свой долг.

Иисус Христос хочет показать этой притчей как неразумно говорить Богу: " Потерпи и я смогу сделать все". Быть нищим духом - означает сознавать, что у нас нет возможности угодить Богу, а потому нам нечем гордиться, не на что полагаться и не на что надеяться. Нужно быть пустым, чтобы потом наполниться. И это путь, по которому мы должны идти всю жизнь, а не только путь к получению спасения; такой должна быть вся наша жизнь.

Перед своим обращением святой Августин так гордился своей мудростью, что это мешало ему стать верующим человеком. И только после того, как он отказался от своей гордости, он смог познать Бога. Великий Мартин Лютер в молодости ушел в монастырь, чтобы своим благочестием заслужить себе спасение. Когда же он после многолетних стараний убедился в своей неспособности достичь этого, он вынужден был открыто признаться что не может угодить Богу. Он опустошил себя и признал, что надежду на спасение дает Бог по вере. Так зародилась Реформация.

Надежда на жизнь существует только для тех, кто знает, что они не в состоянии угодить Богу. Это настолько высокое мерило, что его не могли достичь даже на короткое мгновение те, кому впервые был дан Закон на горе Синае. Бог в Своем Законе запретил идолопоклонство, блуд, воровство, убийство и так далее. Но даже в момент, когда Бог давал этот закон, люди тут же нарушали его. Пока Бог говорил с Моисеем, Аарон допустил, чтобы народ впал в оргию. Божьи мерило находится далеко за пределами человеческих способностей.

Некоторые из древних израильтян сознавали это, и по Божьему указанию они приносили соответствующие жертвы, и в смирении исповедовали свои грехи, и Бог по великой милости прощал их. Но были и такие, которые думали, что они смогут все исполнить. Они приносили жертвы, и гордились самоправедностью, и пытались исполнить закон собственными усилиями. Однако они не могли исполнить закон и тогда вместо того, чтобы в смирении взыскать милость Божью, они начали постепенно заменять требования закона человеческими традициями. А человеческие традиции намного легче исполнять, чем Божьи законы.

Законы Талмуда - это иудейские законы, основанные на Торе (истинном Законе Божьем) которые являются ни чем иным, как явно заниженными нормами Торы. Утешаясь их исполнением, человек думает, что он исполняет Божьи законы. Раввины говорили, что они пытаются отстаивать законы Божьи, однако на самом деле речь шла о значительно более низких требованиях, соответствующих их уровню самоправедности. В то время, когда Иисус Христос пришел на землю, они имели большой успех в вопросе исполнения второстепенных требований закона, тогда как ежедневно нарушали основные требования истинных законов Божьих (см. Ис. 29: 13 и Матф. 15: 9).

Нагорная Проповедь - это закон Божий. Он предписывает какой образ жизни нужно вести. Однако мы не в состоянии выполнять закон! Но при содействии Духа Святого и сознании нашей зависимости от Иисуса Христа у нас появляется желание жить именно по предписанию закона. Убедившись в нашей неспособности жить такой жизнью, мы в сокрушении раскаиваемся. Иисус привел нам Свои примеры, когда сказал: "...Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5: 48).

Он также говорит, что если праведность человека не превзойдет праведности фарисеев и книжников, живших исполнением второстепенных требований закона и обрядов человеческих, то он не войдет в Царство Небесное. Истинная цель закона, данного на Сионе, та же что и Нагорной Проповеди, а именно: показать людям, что они не в состоянии сами исполнить Божьих повелений. Более низкое мерило, придуманное людьми, только цель, ради которой была дана Нагорная Проповедь.

Мы должны осознать величие Божьего закона и исповедать нашу духовную нищету и нашу полную зависимость от Бога, и тогда, мы сможем исполнить Его закон. Вы не можете дать этот закон невозрожденному человеку и ждать, что он станет жить по нему. Апостол Павел прямо говорит, что цель закона заключалась в том, чтобы каждый человек смог осознать свою виновность перед Богом и придти к Иисусу Христу, Который Один только может снять нашу вину. Именно о такой духовной нищете говорит Иисус Христос.

Каков же результат? "...Ибо их есть Царство Небесное". Какое чудесное обетование! Это не просто пожелание. Это реальный факт! Царство Небесное уже принадлежит нищим духом. И этому утверждению вполне можно доверять. Итак, кому же принадлежит Царство Небесное? - Кто есть нищий духом. Глагол стоит в настоящем времени. А значит Царство Небесное принадлежит мне и вам, если мы соответствуем мерилу Божьему.

Мы говорим не только о Тысячелетнем царстве. Это наше Царство и принадлежит оно нам уже сейчас. Конечно, когда-нибудь будет и Тысячелетнее царство, в котором обетование будет исполнится реально и полностью расцветет, но то Царство, о котором идет речь в Нагорной Проповеди, уже есть сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. Царство Небесное - это воцарение и правление Иисуса Христа в сердце каждого, кто верит в Него и принял своим Спасителем и Господом. И это не только картина Мессианского будущего, это выражение настоящего. Мы уже теперь царственное священство. Мы уже теперь принадлежим Христу. Мы уже теперь являемся победителями. Мы уже, как сказано во главе 2 Послания к Ефесянам, посажены на небесах, и на нас простерлась Его милость и благодать отныне и вовек.

Царство это, насколько я понимаю, - благодати и славы. Благодати сейчас, а славы потом. У нас есть царство. Оно наше, в нем управляет Христос и Он же управляет нашей жизнью. Знаете ли вы, что это значит? Мы принадлежим Христу, и Он заботится о нас. Он пополняет все нужды наших сердец. И это является результатом духовной нищеты.

Как же можно стать нищим духом? Вы скажете: " Я согласен, что самое важное - это быть нищим духом. Но как я могу стать таким? " Позвольте мне изложить три принципа. Во-первых, не пытайтесь достичь этого самостоятельно. Это то, в чем ошибаются люди, предпочитая монашество. Некоторые думают, что они будут нищими духом, если станут отшельниками, продадут все свое имущество, оденут на себя лохмотья и уйдут в монастырь. Все это нисколько не поможет. Неважно, как вы выглядите в собственных глазах или в глазах других людей. Важно то, как вы выглядите в глазах Божьих.

Читайте Библию. На страницах Священного Писания нарисован образ Божий. Смотрите на Христа, рассуждайте о Нем и о Его Слове, и тогда вы забудете о себе. И это вовсе не мистика. Это должно стать повседневным практическим занятием. Мы должны ежедневно смотреть на Бога. В этом состоит первый принцип.

Во-вторых, укрощайте свою плоть. Я не говорю о пище, которой питается наше тело, речь идет о посте для нашей плоти. В наше время даже некоторые христианские служители постоянно питают свою плотскую природу гордостью. Мы должны стараться обнажить нашу плотскую природу. Лично для меня это постоянная борьба в поисках такого духа. Как приятно слышать слова: " Благодарю вас, ваша проповедь принесла мне благословение". Или: " Через вашу проповедь я покаялся". Или: " О, ваша церковь так прекрасна! " Или: " Какую прекрасную проповедь вы сказали". Такие комплименты легко принимать. Раньше я не считал нужным бороться с этим. Однако около года тому назад, я почувствовал в своем сердце жажду обнажить свою плотскую природу.

Я фактически желал себе падения, поскольку знал, что это приведет меня в присутствие Божье, а в присутствии Божьем я почувствую всю свою нищету. Не так давно я не желая того, глубоко огорчил некоторых людей. Моей первой реакцией было - обидеться, поскольку я считал, что не допустил никаких ошибок. Однако Бог проговорил к моему сердцу и я понял, что случилось то, в чем я больше всего нуждался. А нуждался я в том, чтобы убедиться в своем ничтожестве, в том, что за одно мгновение я могу потерять все, о чем я мечтал в служении Богу (и в чем Он, между прочим, не нуждался).

В моей нищете, падении, потере, безрассудности я ощутил такое большое утешение, за которое я просто не мог в полной мере возблагодарить Бога. Моя плотская природа была настолько унижена, что у меня не оставалось никакого повода для гордости. Хотя это похоже на самобичевание, я почувствовал тогда себя так близко к Богу, как не чувствовал давно. Это заставило меня полностью положиться на Господа, поскольку у меня не оставалось никаких других возможностей справиться со своей неудачей. И это то состояние, в котором все мы должны пребывать - состояние полной зависимости от Бога.

Третий принцип очень простой - это прошение. Желаете ли вы быть нищим духом? - Просите об этом у Бога. " Боже, - говорил мытарь, - будь милостив ко мне". Иисус сказал, что мытарь пошел в дом свой оправданным. Блажен человек нищий духом. Он один из тех, кому принадлежит Царство Небесное.

Так почему же Иисус начал с того, что надо быть " нищими духами". Потому, что это является основой всего остального быть духовным банкротом и сознавать это. В результате Царство Небесное будет принадлежать нам здесь, сейчас на земле и навеки. Как же можно стать нищим духом? - Повторяю смотрите на Бога, умерщвляйте свою плоть, просите как нищий. Бог ничуть не против этого.

Как я могу узнать, нищий ли я духом? Нужно произвести самооценку. Далее изложено семь принципов для этого:

• Вы будете отлучены от самого себя (Пс. 130: 2). Нищий духом теряет ощущение своего собственного " я". Оно уходит! Вы будете думать только о Боге, о Его славе и о других людях и их нуждах.

• Вы будете постоянно изумляться Иисусом Христом, " взирая на славу Господню" (см. 2 Кор. 3: 18). Вы будете говорить, как Филипп: " Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас" (Иоан. 14: 8). Вы будете говорить, как Давид: " Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16: 15).

• Вы никогда не будете роптать на обстоятельства вашей жизни. Почему? Вы ведь не заслуживаете ничего другого, не так ли? Что вы можете предложить? Чем ниже вы опускаетесь, тем слаще для вас благодать Божья. Чем больше ваша нужда, тем больше Он печется о вас. Когда вы откажетесь от всего, вы будете готовы получить обилие благодати Божьей. В этом нет противоречия. Вы будете безропотно страдать поскольку не заслужили ничего другого, но и тогда вы будете искать Его благодати.

• Вы будете видеть в других только их положительные качества, а в самом себе только свои слабости. Истинно смиренный человек всегда возвышает не себя, а других.

• Вы будете проводить много времени в молитвах. Почему? Потому что нищий всегда просит. Он часто стучит в небесные двери и не уходит от них до тех пор, пока не получит благословение.

• Вы придете к Иисусу на Его условиях, а не на своих. Гордые грешники тоже хотели бы иметь Христа, но и свои собственные удовольствия, Христа и свою собственную жадность, Христа и свою собственную аморальность. Нищий же духом находится в таком безнадежном положении, что готов отказаться от всего, лишь бы иметь Христа. Томас Уотсон говорит: " Осажденная крепость, близкая к падению, готова сдаться на милость победителя и тем спастись. Тот, чье сердце долгое время было крепостью для дьявола и кто противился Христу, узнав о своей духовной нищете ощутив ее, увидев что без Христа он достоин вечного проклятия, смирится перед Богом и обращается к Нему с простой молитвой: " Господи, что повелишь мне делать? "

• И наконец, вы будете славить и благодарить Бога за Его милость. Если человек поистине нищ духом, он будет переполнен благодарностью Богу. Все, что вы имеете - это подарок от Бога. Апостол Павел говорит: " Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно" (1 Тим. 1: 14).

Как нам оценить себя? Если мы считаем, что вообще ничего не стоим, то находимся на пути к блаженству. " Блаженны нищие духом".

4. " Блаженны плачущие"

Евангелие от Матфея 5: 4

" Блаженны плачущие, ибо они утешатся".

В одном из своих величайших псалмов, а именно: в 54 царь Давид, испытав самое глубокое разочарование в своей жизни и ощутив глубочайшее страдание, взывает: " кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури" (ст. 7-9).

Такие же слова могут сказать все люди, жившие на земле, когда и они испытают разочарование, встретятся с трагедией и впадут в отчаяние. Желание обрести крылья и улететь далеко от боли и страдания появляется у всех. И чем глубже скорбь, и сильнее разочарование, и боль, тем более желаешь уйти в такое место, где можно найти утешение.

В этом заключается парадокс блаженства. " Блаженны плачущие..." - это противоречит всем нашим понятиям. Вся жизнь человека вращается вокруг погони за удовольствиями, за радостными возбуждениями и деньгами. Человек хочет иметь много энергии, сил и времени для поисков развлечений и мы всеми силами стараемся избежать печаль, скорбь и боль.

Но Иисус говорит: " Блаженны печальные. Утешатся плачущие". В Своем совершенно новом подходе к жизни Он осуждает мирские понятия радости и счастье. Он провозглашает блаженными тех, кто плачет, и обещает им благословение, счастье, радость, мир и утешение. Так что же здесь подразумевает Иисус?

Сам факт, что в греческом языке есть девять различных глаголов, выражающих различные виды страданий (и все они встречаются в Священном Писании), служит хорошим указанием, на то, что страдание является неотъемлемой частью жизни человека. Вся человеческая история - это постоянные слезы и страдания. Однако, согласно главе 24 Евангелия от Матфея, мы еще не видели самого страшного.

В этой главе сказано: " Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: " я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам" (ст. 4-7).

Иисус говорит здесь о конце века и затем подчеркивает: " Все же это начало болезней" (ст. 8).

Библия говорит о различных видах страданий и скорбей. Во-первых, о таких, которые можно назвать общими, об общих жизненных скорбях, так сказать, о нормальных скорбях. Эти скорби и слезы являются обычной частью человеческой жизни. И знаете ли вы, что способность плакать - это подарок от Бога? Боль и страдания, которые неизбежны, могут разрушить всю нашу нервную систему, если не будет, так сказать, разрядки в слезах.

Плакать - это естественная способность человека. Плакал и Авраам, когда умерла его жена. В Псалме 41: 3-4 псалмопевец со скорбью обращает свою душу к Господу: " Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: " где Бог твой? " Скорбь о том, что Бог как бы скрылся от него, проявилась в слезах, которые потекли по его щекам, и он получил облегчение. Вполне достаточно испытывать чувство одиночества, чтобы проливать слезы.

Во втором Посланиии к Тимофею 1: 3-4, апостол Павел говорит: " Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости". Тимофей плакал, испытав разочарование и поражение.

В книге пророка Иеремии 9: 1 пророк, которого Бог призвал проповедовать Израилю о грядущих Божьих судах, пришел и проповедовал со слезами: " О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего".

В Деяниях 20: 31 апостол Павел говорил ефесским пресвитерам: " Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас".

Псалмопевец проливал слезы одиночества. Тимофей проливал слезы огорчения. Иеремия проливал слезы сожаления. Павел проливал слезы сострадания. В 9 главе Евангелия от Марка отец привел своего сына, одержимого злым духом, к Иисусу Христу. Слезы текли по щекам отца, когда Христос говорил ему: " Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (ст. 23). И со слезами отец юноши ответил: " Верую Господи! помоги моему неверию" (ст. 24). Слезы были доказательством его истинной любви к сыну.

В главе 7 Евангелия от Луки говорится о женщине, омывшей ноги Иисусу своими слезами и отиравшей их волосами своими. Это были слезы благоговения и слезы поклонения, слезы, текущие от благодарности в сердце. Любовь может заставить человека плакать. Наш Господь заплакал у гроба Лазаря, потому что любил его. Он заплакал, увидев Иерусалим, потому что любил народ, живший в нем. Мария Магдалина плакала об умершем Иисусе. Это были слезы горечи утраты. Бог, таким образом облегчает страшную сердечную боль.

Но есть и другой вид слез. Это слезы ложные. Это слезы, когда человек плачет из-за того, что не может удовлетворить свои плотские похоти. Именно по этой причине плакал Амнон, о котором рассказано во 2 Книге Царств в главе 13. Он так плакал, что даже заболел, и лишь потому, что воспылал страстью к своей сестре Фамари. Так плакал Ахав. В 3 Книге Царств 21: 4 сказано, что он лег на свою постель, отвернулся к стене и даже не хотел есть только потому, что Навуфей отказался уступить ему свой виноградник, полученный в наследство.

Плач иногда бывает длительным и неразумным, когда люди оплакивают близких, ушел в вечность. Вы часто можете видеть картину, когда люди не могут утешиться после смерти своих близких. Такое происходит даже и у христиан как раньше, так и теперь. Я недавно слышал об одном мужчине, который чуть было не потерял разум из-за того, что его жена отошла в вечность и теперь находится с Господом. Я не хочу быть слишком черствым, но все же такое поведение продиктовано исключительно эгоизмом. Именно самолюбие заставляет впадать в такую глубокую депрессию, если человек не может радоваться тому, что его близкий, которого он любил, отошел к Господу. Глубокая боль и печаль, когда на земле расстаются супруги, является вполне нормальным явлением, но такое отклонение психики - это уже совсем другое дело.

Другим видом ложного плача и скорби является преувеличенное страдание от сознания собственной вины. Хороший пример этого можно найти в 2 Царств 15-20 главы, где описан заговор Авессалома против своего отца Давида. Авессалом был гордым и эгоистичным человеком и он особенно дорожил своими волосами. Он осуществил заговор и вынудил Давида бежать из Иерусалима.

Авессалом захватил царский дворец и рассчитывал одержать победу над силами, оставшимися верными Давиду. Однако Авессалом потерпел поражение и был умерщвлен. Давид приказал своим военачальникам: " Сберегите мне отрока Авессалома" (2 Цар. 18: 5).

Когда же Давиду сказали, что его сын Авессалом погиб, он плакал и говорил: " Сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! " (2 Цар. 18: 33). Его любовь к своему сыну была велика, но все же такое поведение было неразумным. В самом деле, кто хотел бы, чтобы Израилем управлял Авессалом? Почему же Давид так переживал? Потому что он чувствовал вину за то, что был слишком жестоким отцом и надеялся, что его печаль сможет очистить его душу от сознания своей вины.

Несомненно, что смерть Авессалома была частью расплаты за совершенный Давидом грех, когда он взял себе Вирсавию. В притче, записанной в 12 главе книги Царств, Бог показал Давиду, что ему придется четыре раза заплатить за этот грех. " Жив Господь! - сказал сам Давид, - достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо" (ст. 5-6). Затем Бог сказал через пророка Нафана: " Ты - тот человек" (ст. 7). И действительно Давида постигло четыре великих трагедии: умер ребенок, рожденный Вирсавией, его дочь Фамарь была изнасилована, его сын Аммон был убит и, наконец, погиб Авессалом.

Печаль Давида об Авессаломе была настолько сильной, что его солдаты начали стыдиться своей победы. В конце концов Иоав вынужден был сказать царю: " Сегодня я узнал, что, если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее" (2 Цар. 19: 6).

Итак вы видите, что есть правильные и ложные слезы. Некоторые могут сказать: " Хорошо, в общем, это блаженство является верными, поскольку когда человек плачет, он чувствует себя лучше. Слезы - это путь к поднятию духа". Однако Иисус Христос говорит здесь не об этом. Он говорит о Божественной печали, которая сильно отличается как от правдивого, так и от ложного плача, о которых мы говорили выше.

Апостол Павел помогает нам понять сущность такой печали в 2 Послании к Коринфянам 7: 10: " Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть". Вы можете плакать о своих невзгодах, вы можете проливать слезы, находясь в одиночестве, а также в отчаянии и безнадежном положении, вы можете плакать и от переполняющей вас любви и вы можете плакать даже от того, что ваши плотские похоти не могут быть удовлетворены. Но никакие мирские слезы и никакая мирская печаль не могут дать вам жизнь.

Есть только один вид печали, дающий жизнь, и это печаль о Боге, которая ведет к покаянию. Поэтому можно придти к выводу, что Иисус Христос в этом Блаженстве говорил о печали, по содеянным грехах. В этом состоит вся суть. Печаль о Боге приводит к покаянию, а покаяние всегда нужно там, где есть грех. Этот вид плача вызван сознанием собственной греховности.

Блаженства начинаются указанием на духовное банкротство и на осознание этого факта. Это из интеллектуальной сфере. В 4 стихе речь идет об эмоциональной сфере. Поскольку человек знает, что он духовный банкрот, это затрагивает его эмоции, и он начинает плакать о своем банкротстве. Таким принадлежит Царство Небесное. Духовная нищета - это признание факта, что сами мы не имеем ничего, что сами мы ничто и ни на что не способны, а это значит, что мы являемся нищими, не имеющими ничего и не способные помочь себе. В стихе 3 наш Господь говорит: " Блажен человек, который абсолютно нищ духовно, кто является по-настоящему нищим, просящим милость- и благодать, и именно таким людям принадлежит Царство Небесное".

Через всю жизнь нужно сохранять чувство нашей духовной нищеты. И если человек не имел его с самого начала, то он не является христианином. Если же этого чувства нет сейчас, то возникает вопрос, являетесь ли вы христианином? Звучит слишком холодно, слишком черство, слишком требовательно? Однако сама Библия говорит, что быть нищим духом и плачущим - это особенности царственного народа - христиан.

После того, как Давид допустил страшный грех с Вирсавией и после того, как он приказал сделать так, чтобы ее муж Урия погиб, он не только осознал, что во грехах родила его мать (Пс. 51) и что он находится в безнадежном и нищенском состоянии духа, но он горько плакал, и скорбел, и был опечален до глубины души.

Посмотрите на Иова. Иов имел абсолютно все необходимое. Он был настолько богат, что, как сказано в Библии, скала источала для него ручьи елея (Иов 29: 6). Какое богатство! Однако он не был настоящим человеком до тех пор, пока Бог не поверг его, и пока тот не осознал, что он ничто. Как же Иов откликнулся на это? " Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" - говорит Иов (Иов 42: 6).

Слово плачущие, которое Иисус употребил в Блаженствах, является наиболее сильным из всех девяти греческих слов, употребляемых в Священном Писании для описания печали. Обычно это слово употребляется тогда, когда речь идет о смерти. Именно это слово употреблено в том месте Писания, где описана печаль Иакова, когда ему сказали, что его сын Иосиф мертв (Быт. 37: 34). Оно употребляется в Евангелиях, например Марка 16: 10, когда описывается состояние учеников после распятия Иисуса Христа: "...плачущим и рыдающим". Это слово подразумевает глубокую внутреннюю агонию, а не просто внешнее причитание.

В Псалме 31 Давид пишет: " Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего" (ст. 3). И это тогда, когда Давид не исповедовал своего греха перед Богом, а поэтому и результат был весьма плачевным: " Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху" (ст. 4). Но потом он говорит: " Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: " исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего" (ст. 5).

В Псалме 50: 3-5, где речь идет о том же самом грехе Давида, приведены слова его молитвы: " Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною".

Затем в стихах 12-14 он продолжает " Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня". Когда Давид исповедал и оплакал свой грех, Бог очистил его. И его настроение в корне переменилось.

После того как Давид излил все перед Господом, он в Псалме 31: 1-2 говорит: " Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! "

Блаженны плачущие, потому что только им прощаются грехи. Все остальные в этом мире живут в бесконечной вине перед Богом. Однако надо уточнить следующее: блаженство приносит не плач сам по себе, но блаженство дает Бог в ответ на слезы и сокрушение человека. И каков же этот ответ посылает утешение? Скройте грех и вы увидите, как губителен он. Исповедуйте ваш грех и вы получите свободу и радость, которые являются результатом прощения.

Давид плакал в одиночестве. Он проливал слезы из-за того, что был отвергнут. Он проливал слезы от разочарования, уныния и бессилия. Он проливал слезы, потерпев поражение. Он даже проливал ложные слезы о своем сыне, стараясь заслужить чувство вины. Но ничто не сокрушало его сердце так, как содеянный им грех. И тогда Бог утешил его, и Давид сказал: " Блажен человек, чьи грехи прощены".

Блаженны плачущие. Знаете ли вы, что говорят мирские люди? - " Отбрось свои заботы и тревоги и улыбайся, улыбайся, улыбайся! " Библия же говорит: " Плачь, плачь, плачь". И если говорить откровенно, то и этого недостаточно. " Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль; смиритесь пред Господом, и вознесет вас" (Иак. 4: 8-10).

Я не могу себе представить более важной проповеди, в которой нуждается современная церковь, чем призыв заменить смех плачем. Мое сердце обливается кровью, когда я вижу, как во имя Христа допускаются различные вольности и нелепости. Никто не может войти в Царство Небесное, если он не будет плакать о своей греховности. Вы даже не можете считать себя истинным христианином, пока не будете иметь в жизни постоянного чувства печали о допущенных грехах.

Я могу быть счастливым только потому, что я прощен. Но я не могу радоваться и смеяться, пока меня тяготит грех. Но если даже я освобожден от греха, то и тогда я не могу все время смеяться. Я знаю слишком много, чтобы ощущать себя легкомысленно счастливым. Бог готов сотворить Свой вечный суд. Так есть ли у нас причина для смеха?

Боюсь, что современная церковь вообще имеет неверное понятие о грехе. А потому многие христиане считают, что христианская жизнь - это что-то вроде шутки, а церковь - место развлечения и смеха. Есть и такие люди, которые считают себя в праве критиковать церковь, выставляя ее в сатирическом свете. Они считают, что комментировать христианство - это забавное занятие. Недавно в рекламе по продаже одной книги было сказано: " Эта книга доказывает, что Слово Божье может быть веселой вещью".

Смеемся ли мы, если по телевидению показывают что-то неприличное? Смеемся ли мы, если кто-то поступает зло? Смеемся ли мы, если кто-то рассказывает безбожный анекдот? Смешно ли вообще все это? В Притчах 2: 14 сказано, что некоторые восхищаются злым развратом. В 2 Фессалоникийцам предупреждают тех, кто возлюбил неправду. Мы не должны поступать так.

Я не против разных развлечений. В Ветхом Завете очень ясно сказано, что веселье сердца также хорошо, как лекарство для тела. Однако мы потеряли всякое чувство меры. Мы принимаем это " лекарство" во всякое время! Мы совершенно забыли о печали, о скорби!

Сознание виновности в грехе должно предшествовать обращению, но оно должно продолжаться и после него. Некоторые христиане тратят все свое время в погоне за счастьем. Они ищут подходящие советы, читают книги на эти темы и не знают, что на самом деле им нужно оплакивать свои грехи. Бог утешает людей, и Иисус говорит о блаженстве не для того, чтобы мы были счастливы в поверхностном понимании этого слова, но для того, чтобы мы имели более глубокий и прочный мир и более правильное взаимоотношение с Богом.

Некоторые христиане отрицают свою греховность как это делали фарисеи, живут обманывая себя и стараются убедить других, что они уже достигли совершенства. Другие признают свое духовное банкротство и пытаются изменить свою жизнь собственными усилиями, говоря: " О да, я должен когда-нибудь сделать это. Я должен взяться за дело и стать лучше! " Это моральное перевооружение. Другие признают свою греховность, но, подобно Иуде, впадают в такое сильное отчаяние, что кончают самоубийством.

Можно отрицать все, сказанное выше и посчитать ложью. Можно признать правдой и пытаться переменить себя. Можете признать и погрузиться в отчаяние. Но можно также признать свою греховность и обратиться к Богу за милостью и благодатью. Что сделал блудный сын, когда ему пришлось есть корм для свиней? Стал ли он отрицать эти условия, в которых находился и успокаивать себя? " Это хорошо. Не так уж плохо питаться такой пищей! " Или же он осознал свое падение и решил своими силами исправить положение? Или же он опустил руки и утонул в этих помоях?

Он принял правильное решение. Он осознал свое положение и пошел назад к своему отцу, надеясь получить благодать и милость. Он плакал, исповедал свою вину и получил прощение, утешение и благословение.

Спасение приходит в результате покаяния. Оно приходит посредством слез. Этого требует Бог. Есть в этом мире много людей, которые думают, что они христиане, но они никогда не пришли к Христу в сокрушенном духе, скорбя о своих грехах. А ведь к Иисусу можно придти только таким путем. В Новом Завете ничего не сказано о принятии решения идти за Христом или о том, чтобы выходить в церкви к кафедре, вперед. Ничего не говорится и о том, чтобы подписывать специальные карточки. Все, что говорит Писание - это то, что вы христианин, если имеются явные свидетельства. В этом вся сущность. Во 2 Послании к Коринфянам 12: 21 апостол Павел говорит о том, что если коринфяне не оплачут своих грехов, то придется ему самому оплакивать их грехи.

Бог требует покаяния. Он требует осознания греховности. Я не говорю о жалости к себе. Я имею в виду подлинное покаяние. Если вы не видите разницу в этом, то покаяние не подлинное.

Люди, читающие главу 7 главу Послания к Римлянам, считают, что проблема греха, о которой апостол Павел говорит в этой главе, была у него до обращения, но после, когда он стал жить в праведности, о чем он говорит в главе 8, эта проблема уже никогда не беспокоила Павла. Однако это не так. В Послании к Римлянам 7: 15 ясно говорится: "...не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". А в стихах 17-18 он говорит: но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу". А в стихе 20: "...живущий во мне грех". И еще: " Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (ст. 21-23).

Праведность и грех всегда борются друг с другом. " Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? " (ст. 24). Такой была вся жизнь Павла, и грех был не просто временным явлением. В стихе же 25 сказано: " Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим". Тут люди могут сказать: " Ага! Вот она победа! " Но то, что апостол Павел знал, где искать победу, не означает, что он уже победил все. Он продолжал борьбу с грехом до того момента, когда встретился лицом к лицу с Иисусом Христом.

В 1 Послании апостола Иоанна приводятся доказательства истинного христианина, и одним из них является следующее: " Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши)" (1: 9). Эти слова на деле означают, что если мы продолжаем исповедовать наши грехи, то Бог продолжает прощать нас. А будучи прощаемы, мы наследуем Царство Божье, становимся детьми Царства, сыновьями Божьими, признако


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.038 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал