Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственная служба как институт административного права
Комплекс правовых отношений государственной службы составляет в своей совокупности крупный правовой институт. В настоящее время он включается в предмет административного права. Профессора Ю.П.Орловский, Ю.Н.Старилов, предлагали выделять его в самостоятельную область законодательства, науки и практики. Но особенностью административного права как СССР, так и в настоящее время Российской Федерации является то, что государственная служба является институтом административного права, а не самостоятельной отраслью права. Таким образом, в административном праве Российской Федерации существуют два вида правовой ответственности: административная и дисциплинарная, в то время как ряд иных отраслей права не имеют и одной формы ответственности (например, земельное право не имеет земельной ответственности, там применяется административная ответственность).
Определение государственной службы, закрепленное в статье 2 Федерального закона РФ от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ " Об основах государственной службы Российской Федерации", гласит, что под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - п.1. Однако, одновременно " К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий " Б" и " В" ". Противоречие данного положения проявляется, например, в том, что министры, как лица, относящиеся к категории " А", выполняют обязанности по исполнению полномочий государственных органов.
Государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
3. Во второй половине XIX - начале XX века развитие системы прокурорского надзора проходило в двух основных направлениях: 1) вытеснение губернской прокуратуры по мере проведения судебной реформы на территории страны; 2) усиление надзора за судами и адвокатурой и наделение прокуратуры функциями государственного юрисконсульта. «Новая прокуратура» хотя и продолжала оставаться органом исполнительной власти, непосредственно подчиненным правительству, в сравнении с губернской прокуратурой оказалась более самостоятельной и независимой от местных властей. Эти факторы способствовали постепенному возрастанию авторитета про-куратуры, насколько это вообще возможно в условиях абсолютной монархии. Давно назревшие реформы государственного устройства внесли много изменений в российскую административную систему, что касается органов проку-ратуры, то весьма вероятно, что итогом судебных и административных реформ Александра I явилась, прежде всего, новая идеологическая концепция деятельности прокуратуры, если ранее прокуроры считали себя прежде всего служителями государя императора, выступали всецело от его имени и первостепенной задачей своей видели надзор за административными и судебными органами государства, прежде всего во имя интересов императора, недаром прокуратуру называли «Око государево», то после реформы 60-70 годов XIX века работники прокуратуры перестали отождествлять себя с самодержавием в той степени, как это было раньше, на первый план выходит понимание того, что главным приоритетом в деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законности в обществе и государстве, то есть с этого момента прокуратура начинает длительный и поэтапный путь к сво-ему становлению в современном варианте, когда прокуратура выступает не, сколько от имени государства, сколько стремиться стать гарантом законности и выступать от имени закона. После убийства Александра II (с 1 марта 1881 года) его приемник Алек-сандр III свернул все либеральные реформы, отменил проект конституции и издал манифест, подтверждавший его самодержавную власть. Нормой жизни тех времен стали административные высылки без суда, военные суды и закрытые судебные процессы, в этот период принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и наоборот, расширяется сфера коронного суда.
Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с Генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом по усилению про-курорского надзора. Усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 году было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Против выделения судебной власти в качестве особой, независимой от других государственных органов, выступил министр юстиции Н. В. Муравьев. В начале 1894 года в докладе Александру III он заявил, что «суд должен быть, прежде всего, верным и верноподданным проводником и исполнителем самодержавной воли монарха». В мае 1885 года закон предоставил министру юстиции право надзирать за чинами судебного ведомства, в 1887 году он получает право устранять гласность судебного разбирательства, в 1889 году министру юстиции были подчинены городские судьи. В этот период российской истории ясно проявляются тенденции к пре-вращении прокуратуры в сугубо карательный орган. Эта сторона деятельности прокуроров особенно отчетливо проявилась после революции 1905 года. Органы юсти-ции России ответили на революционные выступления рабочих, солдат и матросов, революционно настроенного крестьянства массовыми репрессиями, карательными экспедициями, военно-полевыми судами, политическими убийствами и погромами. Военно-полевые суды, которые признавали лишь одну меру наказания - смертную казнь, только с 19 августа 1906 года по 20 апреля 1907 года вынесли свыше тысячи смертных приговоров. Военно-окружные суды не отставали от судов военно- полевых в применении репрессий к революционно настроенным массам: только за период 1907-1909 гг. они приговорили к смертной казни три тысячи сто девяносто шесть человек. Царская прокуратура реакционного периода была одним из тех го-сударственных органов, который проводил в жизнь политику самодержавия по проведению массового террора против революционно настроенных масс. Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до 1917 года, пока она не была ликвидирована вместе с рухнувшим царским самодержавием.
|