Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, виды анализа
Анализ в узком смысле слова представляет собой деление явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого. В переводе с греческого «анализ» означает разделение, расчленение. Такое расчленение позволяет исследовать внутреннюю сущность явления или предмета, определить роль и значение каждого элемента, сопровождается комментариями и суждениями аналитика. Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Принципы анализа. 1. Законность. Оценка результатов деятельности организации должна учитывать ее соответствие требованиям законодательства, государственной экономической, экологической и социальной политике. 2. Научный характер. Экономический анализ учитывает требования экономических законов, предусматривает использование современных актуальных методов экономических исследований. 3. Комплексность. Это основное качество экономического управленческого анализа, которое заключается в рассмотрении всех сторон деятельности исследуемого объекта, всех причинно-следственных связей отдельных элементов экономической системы. 4. Системность. Каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамичная система, состоящая из элементов, связанных между собой и с внешней средой. 5. Объективность, конкретность, точность. Результаты анализа должны отражать объективную реальность и базироваться на достоверной информации и точных аналитических расчетах. 6. Действенность. Анализ должен активно воздействовать на ход производственного процесса и его результаты, своевременно выявлять недостатки в работе и резервы улучшения ее показателей, информировать руководство организации. 7. Плановость. Проведение анализа должно соответствовать плану мероприятий, в котором закладываются сроки работ, исполнители и формы контроля за достоверностью полученных результатов. 8. Оперативность. Анализ должен проводиться быстро и четко, исключая вопросы, затеняющие сущность изучаемой проблемы. Это обеспечивает эффективность принимаемого управленческого решения. 9. Демократизм – предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. 10. Эффективность. Затраты на проведение анализа должны быть значительно меньше эффекта, получаемого от него. Экономический анализ по уровню изучаемых процессов подразделяется на макро- и микроанализ. Макроанализ посвящен изучению экономических явлений и процессов уровне экономики страны, ее регионов, отраслей. Объектами изучения служат сводные, агрегированные объекты – национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, количество денег в обращении, а также средние и обобщающие динамические показатели — такие, как средняя заработная плата, средние доходы, уровень инфляции, темпы роста основных экономических показателей. Микроанализ – анализ хозяйственной деятельности – это один из элементов менеджмента любой организации. Здесь объектов выступают хозяйственные процессы предприятия. Он служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля за их выполнением с ориентированием на конечную цель бизнеса — получение прибыли. Данные анализа необходимы различным внешним и внутренним пользователям для выработки рациональных управленческих решений. В табл. приведена группировка видов экономического анализа в зависимости от информационных источников, на базе которых реализуются определенные методики экономического анализа.
Таблица - Группировка видов экономического анализа
Финансовый, налоговый, статистический виды анализа подразделяются на внутренний и внешний блоки. Разделение обусловлено наличием разных групп пользователей его результатов (субъектов) — внешних (партнеры, инвесторы, контролирующие органы и т.д.) и внутренних (руководители организации, ее функциональных департаментов, центров ответственности и т.п.).
|