Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, признаки и функции управления внутренними делами
Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел является многоструктурной. Она включает с себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Каждая из таких групп является составной частью рассматриваемой сферы, и лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом. Существующая взаимосвязь указанных общественных отношений, их специфика позволяют объективно рассматривать сферу внутренних дел как самостоятельный объект государственного управления, т.е. комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы. Наряду с различными государственными органами специальными субъектами управления в данной сфере являются органы внутренних дел, возглавляемые МВД России. При выполнении своих функций органы внутренних дел и их структурные элементы (звенья) вступают в управленческие и иные отношения. При рассмотрении системы данных органов в управленческом плане, обнаруживается закономерность, связанная с их способностью проявлять себя в двух ролях: как управляющих субъектов, так и управляемых объектов. Сфера управления внутренними делами, абсолютно так же как и процесс управления в других областях и отраслях, являет собой упорядоченную и организующую деятельность целевого характера. Управление как процесс изначально предполагает существование управляющего субъекта, управляемого объекта, а также существование как прямых, так и обратных взаимосвязей между субъектом и объектом[1]. Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями; общественные организации и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел; граждане, участвующие в охране общественного порядка. Объектами управления в сфере внутренних дел являются граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, общественные организации и их служащие (представители). К наиболее общим объектам административной деятельности органов внутренних дел относятся общественный порядок, правопорядок, безопасность личности и общественная безопасность. Известно, что любое понятие отражает сущность предмета, его внутреннее содержание, а также существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений через описание общих и специальных признаков. Ученые всегда придерживаются различных мнений по поводу полноты описания признаков, характеризующих существенные свойства, связи и отношения исследуемых определений. Спорной продолжает оставаться проблема категорий «общественный порядок», «правопорядок», «безопасность» и др. Общественный порядок понимают в широком и узком смыслах слова. В социально-политическом (широком) аспекте он рассматривается в значении общественного устройства, как весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе. Именно так его понимали основоположники марксизма-ленинизма. В более узком смысле слова - как состояние определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в различных областях социально-политической жизни и быта, но главным образом - «общественных местах. В.А. Сидорчук определяет общественный порядок как состояние общественных отношений, складывающихся по поводу соблюдения гражданами, должностными лицами и организациями ограничений, обусловленных общественным характером человеческого сосуществования и установленных правовыми и моральными нормами в целях обеспечения максимальной безопасности и свободы жизнедеятельности каждого человека, всех законных институтов общества и государства[2]. Главное в идее общественного порядка - баланс безопасности и свободы. Целью полицейской деятельности государства в конечном итоге выступает не охрана некоего «общественного порядка», а обеспечение состояния, именуемого безопасностью[3]. «Безопасность есть важное социальное понятие гражданского общества, понятие полиции, согласно которому все общество существует лишь для того, чтобы обеспечить каждому из своих членов неприкосновенность его личности, его прав и его собственности». Осознавая это, ученые-административисты ставят знак тождества между формами проявления общественного порядка и понятиями противокриминальной, дорожной, пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической, технической и другими видами безопасности. Прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления выражаются, с одной стороны, в исходящих от субъекта управления командах, имеющих властный характер и обязательных для исполнения, а с другой – в поступающей от объекта управления информации, характеризующей его состояние, сведений о выполнении или невыполнении команд субъекта управления. Содержание управления в сфере внутренних дел составляет деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами. Основная цель управления в сфере внутренних дел – обеспечение правопорядка в стране и законности, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Эта цель конкретизируется в задачах управления. Основными задачами управления в отрасли внутренних дел являются[4]: – обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, охрана их прав и законных интересов от преступных посягательств и административных правонарушений; – обеспечение общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях как в обычных условиях, так и при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах; – обеспечение общественной безопасности (безопасности дорожного движения, осуществление лицензионно-разрешительной системы на объекты и виды деятельности, подлежащие лицензированию в ОВД); – организация борьбы с преступностью (предотвращение и пресечение преступлений, организация работы оперативно - розыскных и следственных аппаратов по раскрытию преступлений и розыску преступников); – организация и осуществление мер по предупреждению, пресечению административных правонарушений и привлечению виновных к административной ответственности; – обеспечение охраны важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам Управление внутренними делами как разновидность социального управления расчленяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управления. Функции управления подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие. Общие функции управления присущи всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям. К общим функциям управления относят: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль. Специальные (основные) функции управления оказывают организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных работ в этих сферах. Специальные функции нередко именуются основными, поскольку через эти функции непосредственно реализуются цели и задачи субъектов управления[5]. Обеспечивающие функции управления обслуживают процесс реализации общих и специальных функций. Группу обеспечивающих функций управления составляют: кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная и др. Общие, специальные (основные) и обеспечивающие функции существуют наряду и во взаимодействии друг с другом. Управление в сфере внутренних дел осуществляется в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормотворческая деятельность; правоприменительная (регулятивная и правоохранительная) деятельность. Содержание процесса управления определяется сущностью управления, его целями и задачами, функциями, принципами и применяемыми методами управления. Организация процесса управления характеризуется динамичностью. Он представляет собой управленческий цикл, который состоит из стадий выработки и принятия управленческих решений и их реализации. Каждая их них включает в себя несколько более конкретных этапов процесса управления. Организация процесса управления включает деятельность субъекта управления и организацию управленческого труда. Технология управления представляет собой процесс совершения управленческих операций по сбору, хранению, преобразованию и передаче разнообразной информации и ее документированию. Важными составными частями технологии управления являются делопроизводство и документооборот. Подводя итог, отметим, что управление внутренними делами является определенной совокупностью вопросов и проблем, которые входят в сферу внутренней компетенции государства, и используется для их отграничения от внешних сношений, под которыми понимается «управление делами страны, связанными с реализацией ее целей и задач во взаимоотношениях с другими странами. Управление в сфере внутренних дел Российской Федерации имеет своей основной целью обеспечение правопорядка и включено в общую государственную правоохранительную систему.
|