Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Башня Сююмбике в контексте исламских традиций. Проблемы атрибуции памятника архитектуры.
Башня Сююмбике стоит внутри кремлевской крепости, на северо-западной ее оконечности, где находилась в первой половине XVI века цитадель казанского хана. Предполагается, что въезд в " Ханский двор" был устроен через парадную арку башни Сююмбике, состоящую из 3 четвериков и 4 восьмериков, завершенным изящным шатром. Датирования периода ее постройки колеблются от первой половины XVI века - по первую треть XVIII века. Проблемы атрибуции памятника существуют уже более 100 лет: 1. За российское происхождение баши говорят три утверждения: - нет ее изображения на панорамах Казани XVII века Олеария и Витзена, - сходство с Боровицкой башней Московского Кремля, а значит более позднее возведение (не ранее конца XVII века). Но башня Сююмбике строже в своем убранстве, на ней была бы ниша для надвратной иконы. По своей красоте Боровицкая башня несколько уступает башне Сююмбике. Как правило, копия не может быть выше образца, - найденные монеты XVII века в подземной части основания Введенской церкви, стоящей рядом на одном основании с башней. Но это могло произойти из-за подкопов кладоискателей или во время проведения ремонтных работ. 2. Можно привести следующие факты за более раннее время строительства башни: - по устным преданиям казанских татар, башня построена до середины XVI века как надвратная башня-минарет при въезде в ханский двор царицей Сююмбикой над могилой ее мужа Сафы-Гирея. - есть сведения в русских летописных и исторических источниках середины XVI века о " Великой башне", стоявшей на горе в Казанской крепости со стороны, - акафистная стенная икона церкви Ризположения Московского Кремля (1644). Фреска отражает исторические события взятия Казани: Кремлевский холм, ханский двор - место последнего боя, и многоярусную шатровую краснокирпичную башню, - композиционно-стилистический анализ башни Сююмбике: структура из сочетания четвериков и восьмериков и шатровое покрытие(сельджукский стиль) возникли еще в булгарское время, - технику кирпичной кладки можно отнести к византийской узорочной кладке. Она появляется в Константинополе с X - XI веков и традицию ее унаследовал исламский Стамбул, связи с которым в этот период были особенно тесными. Значит, башню могли построить стамбульские мастера, - при взятии Казани в 1552 году 40 дней непрерывно обстреливали город. Возможно, башня Сююмбике в верхней своей части была сильно повреждена. Поэтому на гравюре Олеария изображены только два ее нижних яруса. Большая часть аргументации складывается в пользу Ханского периода строительства башни Сююмбике: - отсутствие информации в русских летописях о строительстве столь заметного объекта, - казанские татары придают священное значение башни – сохранение значения в исторической памяти, - нет аналогов в русской традиции постановки крепостной башни внутри крепости, а не на периметре ее стен, - наличие информации в русских и казанских летописях середины 16 века о «Великой башне», стоявшей на горе в казанской крепости.
|