Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в системе расселения Казанского наместничества 16-17 вв.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
1552 год – взятие Казани – начало русской колонизации. Казанское ханство становится восточной окраиной России. Русская христианская культура осваивает новое пространство, вытесняя коренное население с организованных мест на новые территории, происходит захват и присвоение архитектурных и градостроительных объектов. В основе структуры расположения населенных мест Казанского наместничества лежала система поселений Казанского ханства. Казань – центр наместничества, сохранила планировочную структуру. Казанский кремль в российский период расширяется на юг, но сохраняет сложившуюся схему плана с 4мя воротами по сторонам света и две пересекающиеся магистрали, соединяющие ворота. Главным планировочным элементом сохранился замкнутый по периметру двор, обнесенный каменными зданиями. Зато в ханском дворе разместились военные склады, в ханском гарнизоне – пушечный двор, дворец Сеида Кул-Шериф занял архиепископ. Основная часть мечетей пустовала. В противоположном конце кремля был построен новый царев двор из нескольких деревянных изб; жилая застройка посада также была деревянной. Каменные жилые дома были только на Воскресенской улице (бывшие татарские дома с высоким цоколем, переделанные в купеческие дома). На Булаке сохранилась ярмарка, каменные бани. Многие здания: мечети, татарские дома, дворы, бани, стены посада не разрушались, а были сохранены. Морфологическая основа архитектурного пространства ханской Казани сохранилась – кремль, примыкающий посад, слободы; 3 магистрали пронизывали посад – Воскресенская, Арская и Проломная. В дальнейшем святые места ислама были заняты православными храмами. Самыми первыми церквями были деревянные обыденные (Спасская, Благовещенская). За Булаком стояли первы походные церкви. Существовало 2 типа расположения первых церквей: 1.внутриквартальное (Петропаловская), 2. Межквартальное – сокращение площади квартала (Покровская), наличие широких межквартальных пространств (Ильинская). Самые старые церкви возникли в конце 16 в. и имели одинаково неточную ориентацию алтарной части (Гостинодворская, Петропаловская, Воскресенская, Вознесенская, Успенская, Владимирская, Московских чудотворцев). Формирование общественных зданий: тюрьмы, гарнизоны, почта, военные склады, амбары для хлеба; торговых комплексов, заводы, мельницы, площадей: соборных, торговых и приходских (имели неправильную форму). Характерна перестройка родовой структуры кварталов, которая социально не подходила переселенцам. Здания были переориентированы к улицам. → Фрагментарная уличная застройка – элементы фасадной, упорядоченной застройки соседствовали с неупорядоченной. В казанском посаде оставались татары, которые имели свою улицу, дворы, площади. Также образовалась татарская слобода на территории Забулачья: - множество татарских дворов, - большая плотность застройки, - наличие собственных стен, огородов за ними, - 16 в. – строительство нелегальных мечетей, - летом татарская слобода пустела, жители уезжали на кочевья. Второй центр христианизации – военная база – Свияжск: - основные планировочные части: город-крепость, посад, слободы, - развитие веерных связей, - основа планировочной структуры – 2 пересекающихся дороги, - наличие 2х пристаней, - сакральный каркас города формировался на протяжении многих столетий (церкви, монастыри и крепостные стены), - наличие укрепления, 8 ворот, - 6 церквей, - свияжский торг – гостиный двор с таможенной избой, - этапы развития города: 1-город-военная крепость, 2-монастырский центр Казанской губернии, 3-монастырский центр и торгово-ремесленный город.
→ → 2 отгороженные части города: русская и татарская: - ограниченные планировочные связи, - торговые контакты – образование торгово-общественного центра на Забулачье – Сенная площадь.
32.Общая характеристика взаимодействия христианско-мусульманских традиций в эпоху Казанского наместничества (середина 16 – 17 вв.). 1552 год – взятие Казани – начало русской колонизации. Казанское ханство становится восточной окраиной России. Русская христианская культура осваивает новое пространство, вытесняя коренное население с организованных мест на новые территории, происходит захват и присвоение архитектурных и градостроительных объектов. В основе структуры расположения населенных мест Казанского наместничества лежала система поселений Казанского ханства. Казань – центр наместничества, сохранила планировочную структуру. Казанский кремль в российский период расширяется на юг, но сохраняет сложившуюся схему плана с 4мя воротами по сторонам света и две пересекающиеся магистрали, соединяющие ворота. Главным планировочным элементом сохранился замкнутый по периметру двор, обнесенный каменными зданиями. Зато в ханском дворе разместились военные склады, в ханском гарнизоне – пушечный двор, дворец Сеида Кул-Шериф занял архиепископ. Основная часть мечетей пустовала. В противоположном конце кремля был построен новый царев двор из нескольких деревянных изб; жилая застройка посада также была деревянной. Каменные жилые дома были только на Воскресенской улице (бывшие татарские дома с высоким цоколем, переделанные в купеческие дома). На Булаке сохранилась ярмарка, каменные бани. Многие здания: мечети, татарские дома, дворы, бани, стены посада не разрушались, а были сохранены. Морфологическая основа архитектурного пространства ханской Казани сохранилась – кремль, примыкающий посад, слободы; 3 магистрали пронизывали посад – Воскресенская, Арская и Проломная. В дальнейшем святые места ислама были заняты православными храмами. Самыми первыми церквями были деревянные обыденные (Спасская, Благовещенская). За Булаком стояли первы походные церкви. Существовало 2 типа расположения первых церквей: 1.внутриквартальное (Петропаловская), 2. Межквартальное – сокращение площади квартала (Покровская), наличие широких межквартальных пространств (Ильинская). Самые старые церкви возникли в конце 16 в. и имели одинаково неточную ориентацию алтарной части (Гостинодворская, Петропаловская, Воскресенская, Вознесенская, Успенская, Владимирская, Московских чудотворцев). Формирование общественных зданий: тюрьмы, гарнизоны, почта, военные склады, амбары для хлеба; торговых комплексов, заводы, мельницы, площадей: соборных, торговых и приходских (имели неправильную форму). Характерна перестройка родовой структуры кварталов, которая социально не подходила переселенцам. Здания были переориентированы к улицам. → Фрагментарная уличная застройка – элементы фасадной, упорядоченной застройки соседствовали с неупорядоченной. В казанском посаде оставались татары, которые имели свою улицу, дворы, площади. Также образовалась татарская слобода на территории Забулачья: - множество татарских дворов, - большая плотность застройки, - наличие собственных стен, огородов за ними, - 16 в. – строительство нелегальных мечетей, - летом татарская слобода пустела, жители уезжали на кочевья. Второй центр христианизации – военная база – Свияжск: - основные планировочные части: город-крепость, посад, слободы, - развитие веерных связей, - основа планировочной структуры – 2 пересекающихся дороги, - наличие 2х пристаней, - сакральный каркас города формировался на протяжении многих столетий (церкви, монастыри и крепостные стены), - наличие укрепления, 8 ворот, - 6 церквей, - свияжский торг – гостиный двор с таможенной избой, - этапы развития города: 1-город-военная крепость, 2-монастырский центр Казанской губернии, 3-монастырский центр и торгово-ремесленный город.
→ → 2 отгороженные части города: русская и татарская: - ограниченные планировочные связи, - торговые контакты – образование торгово-общественного центра на Забулачье – Сенная площадь. 30-32.
|