Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика библиотечного дела.
Вопросы.
Литература. 1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства: міжведамасны зборнік вып.16. – Мн: Універсітэцкае, 1995. – с.14-22. 2) Концепция развития БД в РБ, 1992г.
Ни одна сфера человеческой деятельности не может развиваться без информационного обеспечения. Соответствующую функцию в обществе выполняет система информационных коммуникаций, которая обеспечивает создание, распространение и использование информационной продукции. Одной из её подсистем -- подсистемой, осуществляющей распространение информации, зафиксированной на материальных носителях, -- является система документных коммуникаций. В эту систему входит ряд социальных институтов, в том числе издательское дело, книжная торговля, система производства и использования аудиовизуальных документов, музейное, архивное и библиотечное дело. Рассмотрение структуры БД, как и любого другого объекта, требует чёткого определения содержания исходного понятия. Длительное время в качестве такового используют термин «библиотечное дело». Однако с развитием библиотечной науки и практики он становится всё более многозначным. Это и обобщающее понятие, и обозначение области практической деятельности. Кроме того, БД в советский период было сильно идеологизировано. Например, в официальных и справочных материалах, БД определялось прежде всего как область идеологической и культурно-просветительной деятельности («Библиотечное дело: терминологический словарь» 1986г., Гост 7.26-80 «Библиотечное дело: основные термины и определения»). Такой подход не соответствует научным критериям. Поэтому А.В. Соколов в середине 80-х годов предложит использовать вместо «БД» термин «библиотечный социальный институт» (БСИ). Термин получил распространение среди представителей петербургской библиотечной школы и был применён авторами альтернативной концепции развития БД в СССР. Он не встретил критических замечаний в профессиональной печати, но распространение этого термина сдерживается его громоздкостью и связанной с этим трудностью использования в терминологических образованиях. С точки зрения Р.С. Мотульского, термины «БД» и «БСИ» могут рассматриваться как синонимы и применяться для обозначения деятельности, направленной на удовлетворение информационных запросов общества посредством библиотек. БД как область человеческой деятельности представляет собой довольно сложный объект дифференциации. Библиотековеды ещё не пришли к единому мнению об основных видах деятельности в библиотечной сфере. Можно выделить две наиболее распространённые характеристики понятия «БД»: – более узкую: БД – это практика библиотечной деятельности; – и боле широкую: БД – это совокупность различных видов деятельности, появившихся в ходе исторического процесса разделения труда в БД. Среди сторонников второго подхода, ратующих за более широкое определение понятия, тоже нет единства взглядов. Так, А.Н. Хропач считает. Что «БД включает в себя подготовку библиотечных кадров, экономику, управление, теорию и практику библиотечного строительства». По мнению А.В. Соколова, структура БСИ имеет следующий вид: органы государственного управления, органы методического руководства, органы профессионального образования, научно-исследовательские органы, органы профессиональной печати. С.А. Басов исходит из того, что этот социальный институт включает в себя пять обязательных компонентов: сферу практики, сферу управления, науку, образование и печать. Такова же точка зрения у В. Ильганаевой. Р.С. Мотульский считает, что решить этот вопрос можно только базируясь на общенаучных философских категориях, в соответствии с которыми в деятельности человека можно выделить четыре основных направления: практику, науку, образование и управление. Используя такой подход и учитывая опыт решения этого вопроса в смежных областях (например, О.П. Коршуновым в библиографоведении), основными составными частями или подсистемами БД по мнению Мотульского, необходимо считать: - библиотечную практику; - библиотечную науку (библиотековедение); - библиотечное образование;
|