Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система научно-методических центров.
Вопрорсы.
Библиотечное дело, как отрасль народного хозяйства, связанная с организацией общественного труда в процессе формирования, размещения, организации и использования библиотечных ресурсов и удовлетворением общественных информационных потребностей, нуждается в управлении. Управление БД – непрерывный, целенаправленный, объективно обусловленный процесс воздействия на библиотечный объекты различных уровней и типов: БД в целом, библиотечная сеть, библиотечное объединение, библиотека, отношения между ними. Управление БД обеспечивает их единство и целостность с целью достижения конечного результата, коим является удовлетворение ИП, при изменяющихся внешних и внутренних условиях. В основе управления лежит разработка научно обоснованной и реалистической библиотечной политики. Она направлена на расширение многообразия типов библиотек, осознание особенностей и уникальности каждой из них, сохранение сложившихся традиций, реализацию новых принципов организации и управления БД. БП призвана обеспечить возможности для приобщения к библиотекам всего населения страны. В центре её – человек с его ИП и духовными интересами. Библиотечную политику характеризуют опора на науку, реализм и компетентность. Она вырабатывает научную концепцию развития БД, соответствующие рекомендации, планы, программы. БП призвана формировать у руководства БД умение гибко реагировать на сложность библиотечных процессов, и явлений, создавать эффективный механизм научного управления ими на основе взаимосвязи БД с социально-экономическими, научно-техническими, политическими, культурными и др. сторонами жизни общества. Цели и задачи библиотечной политики реализуются через определённую структуру управления – иерархически упорядоченную совокупность органов, находящихся в определённых связях и взаимодействии, выполняющих присущие им функции в направлении достижения конечных результатов. В РБ выделяются четыре формы управления БД: 1.Государственное руководство БД.
Сущность управления БД в РБ определена в Законе РБ «О библиотечном деле в РБ» (1995 г.). В главе 6 «Государственная политика в области БД. Финансирование библиотек» в статье 26, которая носит название «Органы управления БД», записано, что «руководство БД в РБ носит государственно-общественных характер и осуществляется государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, которые имеют сеть библиотек». Законом также определяются и функции Центрального органа управления, функции которого возложены на Министерство культуры, и органов местного управления и самоуправления. Согласно Закону, в функции Центрального органа управления (МК РБ) вменяется: - реализация единой государственной политики, разработка вместе с соответствующими министерствами и ведомствами нормативных документов и осуществление контроля за их выполнением; - руководство разработкой и осуществлением республиканских комплексных целевых программ; - определение государственных требований к уровню библиотечного обслуживания; - решение прочих вопросов БД, отнесённых к его компетенции. Функции органов местного управления и самоуправления: - обеспечение оптимального развития и регулирование сети библиотек, создание благоприятных условий для их деятельности; - осуществление контроля за организацией библиотечного обслуживания на соответствующей территории. Государственное управление. Цель этого уровня управления – развитие и обеспечение эффективного функционирования БД республики. На государственном уровне действуют законодательные органы, которые устанавливают основы библиотечной политики, разрабатывают и контролируют исполнение законодательства и области БД правовое регулирование БД, формирование бюджета, льгот. В составе главного законодательного органа РБ – Национального собрания действует Палата представителей, в структуре которой существует комиссия по образованию, культуре, науке и НТП. Эта комиссия занимается разработкой и представлением к утверждению законодательных актов, которые определяют правовые основы БД, принципы и условия развития библиотек республики независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Так, например, в 1995, 2002 году был утверждён Закон «О библиотечном деле в РБ». Областные, районные городские советы народных депутатов занимаются разработкой и предоставлением к утверждению нормативно-правовых актов, определяющих принципы и условия развития библиотек данного региона. Совет Министров РБ конкретизирует и реализует Указы Президента и законодательные акты Национального собрания. Характерные черты государственного управления: - ГУ распространяется на всю систему библиотек РБ; - руководство осуществляется в комплексе с руководством другими учреждениями культуры; - ГУ обеспечивает одинаковое решение в государственном масштабе организационных проблем, а также обеспечивает приближение руководства к потребностям каждой библиотеки. ГУ библиотеками предусматривает организацию действенного и конкретного руководства библиотеками в пределах каждого ведомства или организации, имеющих свои сети библиотек. В РБ руководство БД на государственном уровне осуществляют органы исполнительной власти, которые реализуют принятые законы и нормативные акты в практику деятельности библиотек. Государственное управление библиотечным делом органами исполнительной власти осуществляется на республиканском, областном и низовом уровнях. Республиканский уровень. Он представлен С оветом министров РБ. В его структуре отсутствует специальный орган по управлению библиотечным делом в РБ, поэтому Совмин поручил осуществление общегосударственной политики в области БД Министерству культуры. Таким образом, Министерство культуры, по поручению Совмина РБ выполняет ряд функций относительно всех библиотек республики: - реализует единую государственную политику в области БД; - возглавляет разработку и осуществление проектов документов, республиканских комплексных целевых межведомственных программ. Например, программа создания национальной системы СвК или национальной программы по консервации и хранению фондов библиотек; - осуществляет координацию общего руководства БД РБ, в том числе занимается согласованием и утверждением законодательных актов, которые носят обязательный характер для всех ведомств и организаций, имеющих сети библиотек; - определяет государственные требования к уровню библиотечного обслуживания. Областной уровень - на данном уровне руководство библиотеками области осуществляют Управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкомов; Низовой уровень – на данном уровне руководство библиотеками районов, городов осуществляют Управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи в районных, городских исполкомах. На областном и низовом уровне органы власти осуществляют финансирование библиотек, координацию и контроль за БД, руководство сетью библиотек, контроль за размещением библиотек, их МТБ, подбор и расстановку кадров.
Ведомственно-административное управление библиотеками в РБ осуществляют Министерства, Госкомитеты, ведомства, имеющие сети библиотек, а также администрация предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Цель этого уровня управления – обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части БД страны. Эта цель реализуется в четырёх основных задачах: 1) обеспечение наиболее полного удовлетворения ИП отрасли; 2) планирование структуры и основных направлений развития библиотечных ресурсов и обеспечение их эффективного использования; 3) проведение единой библиотечной политики в отрасли; 4) обеспечение предпосылок для решения общих задач БД отрасли и поощрения инициативы, направленной на расширение межведомственных связей и интеграционных процессов. Задачи данных органов: - обеспечение выполнения законодательных актов в подведомственных библиотеках; - разработка на их основе соответствующих подзаконных актов и нормативов. Например, Министерство здравоохранения организовало и финансирует сеть медицинских библиотек, Министерство образования – сеть педагогических библиотек и т. д.
В качестве примера рассмотрим Функции Министерства культуры как органа, осуществляющего помимо государственного управления БД в республике, ещё и ведомственно-административное управление сетью государственных публичных библиотек: - централизованно финансирует библиотеки государственной сети из госбюджета; - занимается базовым техническим оснащением библиотек (строительство и реконструкция библиотек, оборудование, компьютеры, автотранспорт); - осуществляет заказы на научные исследования и методическое обеспечение деятельности библиотек, осуществляет целевое финансирование этих видов деятельности; - руководит международными библиотечными связями.
|