Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиотечное образование.
Вопросы. 1. Система непрерывного библиотечного образования. 2. Начальная профессиональная подготовка. 3. Среднее специальное образование в РБ. 4. Высшее образование. 5. Подготовка научных кадров 6. Повышение квалификации библиотекарей.
Литература. 1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства: міжведамасны зборнік вып.16. – Мн: Універсітэцкае, 1995. – с.14-22. Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования. Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности. В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит: - подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров); - повышение квалификации библиотекарей; - самообразование библиотекарей. Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения об организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном колледже. Обучение в колледже ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники колледжа работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществлялась до 2006 г. и в Лингво-гуманитарном колледже. Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ, а также в ВГУ – заочный факультет. На ФИДК существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится четыре года. Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется). Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах. Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук. Повышения квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний. Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами: - всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности; - бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей; - разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное; - дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек; - использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов. Работу по ПК организуют: - Минск – институт культуры Беларуси; - крупные публичные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы; - при органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей. Формы ПК: - семинары; - стажировки; -курсы; - практикумы; - школы передового библиотечного опыта; - научно-практические конференции и др. Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры. Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах. Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.
|