Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Финансовое право 2 страница
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и к их должностным лицам, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении указанных лиц юридически значимых действий (принятие исковых заявлений, жалоб, нотариальное удостоверение документов и др.), за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (ст. 333.16 НК РФ).
Государственные и муниципальные доходы - это совокупность денежных средств, поступающих в собственность и распоряжение государства и муниципальных образований с целью создания финансовой основы для выполнения задач, стоящих перед ними, по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, решению вопросов местного значения, финансированию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Государственные и местные доходы составляют часть национального дохода страны. Государственные и местные доходы классифицируются на налоговые и неналоговые, консолидируемые и не консолидируемые в бюджеты, обязательные и добровольные, централизованные и децентрализованные.
Государственные и муниципальные расходы - это совокупность денежных средств, направляемых на обеспечение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями. Государственные и муниципальные расходы образуют единую систему. Различают: расходы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, текущие расходы и капитальные вложения, в зависимости от экономической, функциональной и ведомственной классификации бюджетных расходов.
Государственный долг Российской Федерации - определяется в БК РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: 1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций и иных субъектов международного права; 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 4) государственным гарантиям Российской Федерации; 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ. В объем государственного внешнего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ; 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.
Государственный долг субъекта Российской Федерации - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ в соответствии со ст. 99 БК РФ могут существовать в виде обязательств по: 1) государственным ценным бумагам субъекта РФ; 2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов; 3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; 4) государственным гарантиям субъекта РФ. Указанный в БК РФ (ст. 99-100) перечень форм (видов) регионального долга является исчерпывающим, в иных формах (видах) долговые обязательства заключаться не могут. В объем регионального долга включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ; 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от бюджетов других уровней; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, а также объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ. С 1 января 2008 г. БК РФ закрепляет (по аналогии с федеральным долгом) объем внутреннего и внешнего регионального долга. В соответствии с п. 3 ст. 99 БК РФ в объем государственного внутреннего долга субъекта РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженным в валюте РФ; 5) объем обязательств субъекта РФ перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); 6) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ (в валюте РФ). В объем государственного внешнего долга субъекта РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 3) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте; 4) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ (в иностранной валюте).
Государственный и муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств соответственно государства и муниципальных образований. Долговые обязательства государства состоят из обязательств РФ и субъектов РФ. Различают внешний и внутренний долг. Обязательства, составляющие внешний долг, выражаются в иностранной валюте, обязательства, составляющие внутренний долг, - в валюте РФ. Долговые обязательства РФ обеспечиваются всем находящимся в федеральной собственности имуществом, долговые обязательства субъекта РФ - всем имуществом субъекта РФ, долговые обязательства муниципального образования - имуществом муниципального образования.
Государственный кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с заимствованием государством свободных денежных средств физических и юридических лиц, иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права на условиях добровольности, возвратности, срочности и платности для формирования фондов денежных средств, необходимых для решения задач, стоящих перед государством. Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений по государственному (муниципальному) кредиту служат особенности образования доходов, наличие разрывов во времени их получения и использования организациями и гражданами, а также правовое закрепление возможности использования названных средств государством и муниципальными образованиями в качестве кредитных ресурсов. Государственный (муниципальный) кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный (муниципальный) долг. Так, в результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил. В БК РФ государственному долгу посвящена отдельная глава. Кодекс не только впервые закрепляет общее понятие государственного долга, но и обособленно выделяет понятия госдолга РФ и госдолга субъекта РФ. Среди основных правовых источников помимо БК РФ особо следует выделить Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ " О рынке ценных бумаг", от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Порядок заключения договора государственного займа получил правовое закрепление в части второй ГК РФ. Важное значение среди правовых источников имеет Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Вопросы государственного кредита (долга) конкретных субъектов РФ регулируются также конституциями, уставами и законами субъектов РФ. Общие положения, касающиеся правового регулирования выпуска и обращения займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132).
Денежная система представляет собой законодательно регламентируемую организацию денежного обращения в виде непрерывного движения денежных средств, рассматриваемых в качестве платежей и средств обращения. Эффективность денежной системы определяет степень развития экономики государства.
Денежная эмиссия - это процедура, связанная с выпуском денежных средств в обращение. Монопольное право на осуществление денежной эмиссии принадлежит Центральному банку РФ (Банку России). Банк России обязан выпускать в обращение только рубли в виде банковских билетов (банкнот) и металлических монет.
Денежное обращение - это движение денежной массы, т.е. всей совокупности денежных средств в виде банкнот и металлических монет, находящихся в обращении, в пределах государства. Может осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах. Правовая регламентация денежного обращения осуществляется гражданским законодательством, Федеральными законами " О Центральном банке РФ (Банке России)", " О банках и банковской деятельности", нормативными актами, издаваемыми Банком России.
Деньги - это экономическая категория, с помощью которой строятся отношения между физическими лицами и организациями. Они являются всеобщим эквивалентом, выражающим стоимость всех товаров. Деньги представляют уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости. Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством в виде денежных знаков, но чаще от его имени уполномоченным им банком. Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства. Они являются таким же символом государства, как герб или флаг.
Добровольное страхование - договорные отношения между страховыми организациями (страховщиками) и юридическими и физическими лицами и пр. (страхователями) по защите имущественных интересов последних при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет средств страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов, а также за счет иных средств страховщиков. Общие положения о добровольном страховании содержатся в гл. 48 ГК РФ (ч. II) и Федеральном законе от 27 ноября 1992 г. " Об организации страхового дела". На условиях добровольного страхования могут быть застрахованы (т.е. выступать в качестве объекта страхования) имущественные интересы, не противоречащие законодательству РФ. В ст. 927 ГК РФ закреплены интересы, страхование которых не допускается: 1) страхование противоправных интересов; 2) страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари; 3) страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Финансовым правом регулируются вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, в том числе создание резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы подразделяются: по юридической форме - на налоговые и неналоговые; по организационно-правовой форме - собственные и заемные средства; в зависимости от порядка зачисления в бюджет - на закрепленные и регулирующие; в зависимости от источников - на доходы от использования государственного и муниципального имущества; от осуществления внешнеэкономической деятельности; от личных доходов граждан.
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Драгоценные металлы и камни относятся к валютным ценностям. Порядок и условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ регулируется Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ " О драгоценных металлах и драгоценных камнях". К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий, а также лома таких изделий. Природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней.
Единица налогообложения - один из элементов закона о налоге, который определяет в необходимых случаях часть объекта налогообложения, требующуюся для исчисления налога (например, одна лошадиная сила мощности двигателя при взимании транспортного налога).
Единый налог на вмененный доход - относящийся к специальным налоговым режимам региональный налог, взимаемый с юридических и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в определенных сферах, заменяющий уплату ряда налогов (в том числе налог на прибыль организаций; на доходы физических лиц; налог на имущество; ЕСН; НДС (за исключением НДС при ввозе товаров). С 1 января 2003 г. регулируется гл. 26.3 НК РФ. Вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения. Сумма налога рассчитывается с учетом значения базовой доходности, физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности; а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности; ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых услуг; сезонности; суточности работы и т.д.
Единый сельскохозяйственный налог относится к числу прямых налогов, установленных НК РФ и взимаемых при условии введения в действие законом субъекта РФ. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается сельскохозяйственными производителями за получение доходов в процессе владения, пользования и распоряжения сельскохозяйственными угодьями. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену совокупности налогов и сборов, различной для организаций и индивидуальных предпринимателей. В частности, в отношении организаций НК РФ предусматривает замену уплаты: 1) налога на прибыль; 2) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации); 3) налога на имущество; 4) единого социального налога (ст. 346.1 НК РФ). К числу плательщиков единого сельскохозяйственного налога относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и последующую промышленную переработку сельхозпродукции как на собственных, так и на арендованных основных средствах; сельскохозяйственные потребительские кооперативы; градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации. Для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога упомянутые лица должны отвечать следующим требованиям. Во-первых, они должны являться сельскохозяйственными товаропроизводителями, т.е. производителями сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях. Во-вторых, доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке должна составить не менее 70%. К сельскохозяйственной продукции НК РФ относит продукцию растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукцию животноводства, в том числе полученную в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Следует подчеркнуть, что вылов водных биологических ресурсов, если он не произведен градо- и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями, к сельскохозяйственной продукции не относится. Объектом налогообложения выступают доходы, уменьшенные на величину расходов. При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Заметим, что по сравнению с ранее действующим законодательством о налогах и сборах значительно расширен перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные ими доходы. Определить объект налогообложения можно с помощью налоговой базы, которой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налоговым периодом единого сельскохозяйственного налога признается календарный год. Отчетным периодом - полугодие. Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога устанавливается в размере 6%. Порядок исчисления единого сельскохозяйственного налога представляет собой определение процентной доли налоговой базы, соответствующей налоговой ставки. Порядок и сроки уплаты единого налога имеют свои особенности. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, которые уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога в целом по итогам налогового периода. Уплата единого налога и авансового платежа производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения по нормативам бюджетного законодательства. Льготы. Сельхозпроизводители, которые не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, имеют право на льготы по налогу на прибыль. Плательщики единого сельскохозяйственного налога имеют такие же, как и у плательщиков других налогов, обязанности по предоставлению в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Кроме того, плательщики единого налога предоставляют в налоговые органы по месту своего нахождения (места жительства) налоговую декларацию: по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня его окончания; по итогам налогового периода - не позднее 31 марта следующего календарного года.
Единый социальный налог - целевой федеральный налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляемый в федеральный бюджет и два государственных внебюджетных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение(страхование) и медицинскую помощь. Взимается на территории РФ с 1 января 2001 г. на основании гл. 24 НК РФ. Объект обложения - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а также доходы от предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Ставки дифференцируются в зависимости от категории плательщиков. Например, максимальная ставка составляет 26% - с дохода до 280 тыс. руб., из которых: 20% поступают в федеральный бюджет; 2, 9% - Фонд социального страхования; 3, 1% - фонды обязательного медицинского страхования (в том числе в федеральный - 1, 1%, в территориальный - 2% (ст. 241 НК РФ)). Особые ставки применяются к плательщикам, имеющим статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящим выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, а также к сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий.
Займы государственные и муниципальные - одна из форм государственных и муниципальных долговых обязательств (государственного и муниципального долга). Регулируется БК РФ (ст. 98, 99, 100). В соответствии со ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный заем (заимствование) - это передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Федеральные и региональные займы (государственные) могут быть внутренними и внешними, а муниципальные - только внутренними (ст. 90 БК РФ). Размещаются на принципе добровольности (п. 4 ст. 75 Конституции РФ, ч. 2 ст. 817 ГК РФ). Выпуск займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня (ст. 114 БК РФ) и регулируется ФЗ от 29 июля 1998 г. " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Залог имущества налогоплательщика - один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, при котором залогодержатель (налоговый орган) приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом. Основанием использования залога как обеспечительной меры является изменение сроков исполнения обязанности по уплате налогов. Однако употребление законодателем в п. 1 ст. 73 НК РФ слов " может быть" указывает на возможность, но не обязательность применения залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. Ни налоговый орган, ни налогоплательщик не вправе принуждать друг друга к использованию этого инструмента, т.е. заключение договора залога - волеизъявление обеих сторон налогового правоотношения. Согласно п. 7 ст. 73 НК РФ к правоотношениям, возникающим по поводу залога, применяются положения гражданского законодательства, более того, они являются основной правовой базой рассматриваемого способа обеспечения в налоговых правоотношениях. В свою очередь, публичный характер обеспечиваемого залогом исполнения обязанности по уплате налогов накладывает определенные ограничения на сферу применения гражданско-правовых норм. Так, например, п. 6 ст. 73 НК РФ запрещает залогодателю в одностороннем порядке совершать какие-либо сделки с заложенным имуществом, в то время как аналогичная норма ГК РФ (п. 1 ст. 346) применяется постольку, поскольку сторонами данного правоотношения не предусмотрено иное. Далее, п. 4 ст. 74 НК РФ запрещает сторонам согласовывать в качестве предмета залога имущество залога по другому договору (ст. 342 ГК РФ); в отличие от норм гражданского законодательства (ст. 355 ГК РФ) уступка прав требования по договору о залоге с позиции НК РФ недопустима в связи с тем, что налоговый орган (залогодержатель) в силу публичности и индивидуальной обусловленности обязанности по уплате налогов не вправе передать свои права по договору о залоге другому лицу. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. В соответствии с нормами о залоге в ГК РФ и учитывая положения информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 26 " Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" существенными условиями договора залога являются: 1) предмет залога и его денежная оценка; 2) существо, размер и срок исполнения обязательства (обязанности по уплате налогов); 3) указание на сторону договора или лицо, у которого находится имущество. Если сторонами договора не достигнуто соглашение хотя бы по одному из условий либо соответствующее условие отсутствует, договор о залоге не может считаться заключенным. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству (п. 4 ст. 73 НК РФ), т.е. всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из гражданского оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (ст. 336 ГК РФ). Следует обратить внимание, что понятие " имущество" в НК РФ является более узким к аналогичному понятию в ГК РФ. Так, ст. 11 и п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимают виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, за исключением имущественных прав. Следовательно, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов залог имущественных прав недопустим. В отношении залога денежных средств законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета, однако судебными органами и ЦБ РФ неоднократно указывалось на то обстоятельство, что денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога. Таким образом, исходя из природы " безналичных денег", они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей. Статья 73 НК РФ не запрещает залога имущества, которое будет получено в будущем. Таким образом, договор о залоге, где одной из сторон выступают налоговые органы, может быть заключен в отношении имущества, получение которого налогоплательщиком только предполагается, однако заключение такого договора является добровольным действием со стороны налогового органа, и каким-либо способом, в том числе путем судебного разбирательства, понудить их к его совершению невозможно. Сторонами договора залога выступают залогодержатель (налоговый орган) и залогодатель (п. 2 ст. 73 НК РФ). Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Единственное требование к залогодателю содержится в ст. 335 ГК РФ и связано с наличием у него права собственности или хозяйственного ведения на закладываемое имущество. Заключая договор о залоге с налоговым органом, необходимо обозначить пределы обеспечиваемого залогом обязательства, так как ст. 337 ГК РФ предусматривает распространение залога на проценты, неустойку и возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения обязательства. Учитывая особенности основания предоставления залога имущества как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и вышеуказанную норму ГК РФ, можно предположить, что размер обеспечиваемого обязательства складывается из следующих сумм: недоимки; пени; расходов на содержание заложенного имущества и расходов по обращению взыскания на заложенное имущество. Согласно п. 5 ст. 73 НК РФ при залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет его средств налоговому органу с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Кроме того, ст. 343 ГК РФ предусматривает, что залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязаны: 1) страховать за счет залогодателя заложенное имущество на сумму не ниже размера задолженности; 2) принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности заложенного имущества, в том числе для защиты его от посягательств и требований со стороны третьих лиц; 3) немедленно уведомлять другую сторону о возникновении угрозы утраты или повреждения заложенного имущества.
|