Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Финансовое право 4 страница
5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого и определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Порядок определения стоимости регламентирован ст. 340 НК РФ. При этом в расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются установленные НК РФ виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде. Особый порядок определения налоговой базы действует при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Здесь налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки дифференцируются в зависимости от вида добытых полезных ископаемых и исчисляются в процентах от налогооблагаемой базы. Размер ставок составляет от 0 до 17, 5%. Порядок исчисления налога зависит от вида добытого полезного ископаемого. При этом сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Сумма налога по иным добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Порядок уплаты налога следующий: налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Сроки уплаты - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам своей деятельности налогоплательщик обязан подать в налоговый орган налоговую декларацию. Последняя представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
Налог на доходы физических лиц - является основным налогом, уплачиваемым физическими лицами. Среди налогоплательщиков законодатель выделяет налоговых резидентов РФ и налоговых нерезидентов. К налоговым резидентам РФ Кодекс относит физических лиц, фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Объектом налогообложения признается совокупный доход, полученный налогоплательщиками в течение налогового периода: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для налоговых резидентов РФ; 2) от источников в Российской Федерации - для налоговых нерезидентов. В соответствии с НК РФ налоговым периодом признается календарный год (с 1 января по 31 декабря). При определении налоговой базы, являющейся важным элементов налогообложения, учитываются доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. По каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно. Налоговый кодекс РФ устанавливает перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. При этом в нем выделяются, во-первых, доходы, не подлежащие налогообложению, и, во-вторых, доходы (расходы), уменьшающие размер налоговой базы, т.е. вычеты. К первой группе, в частности, относятся: 1) пособия по безработице, беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, за исключением пособий по временной нетрудоспособности; 2) пенсии; 3) алименты; 4) суммы, получаемые в виде грантов, предоставленных международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ; 5) стипендии учащихся, студентов, аспирантов; 6) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 7) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты; 8) стоимость подарков в размере, не превышающем 4 тыс. руб., полученных от организаций или индивидуальных предпринимателей; ряд др. Во второй группе различают стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Налоговые ставки варьируются в зависимости от вида полученного дохода и статуса физического лица как налогоплательщика. Размеры ставок составляют: 9, 13, 30 и 35%. Основная налоговая ставка в размере 13% является постоянной независимо от суммы и источников получаемого дохода. Ставка в размере 9% устанавливается в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Ставка в размере 35% устанавливается в отношении доходов, полученных, в частности, в виде выигрышей в лотереи; процентов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; сумм экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Налог на прибыль организации был введен в Российской Федерации в 1992 г. До 1 января 2001 г. правовое регулирование исчисления и взимания налога осуществлялось на основании Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 " О налоге на прибыль предприятий и организаций". С принятием части второй НК РФ правовой основой исчисления и взимания налога, переименованного в налог на прибыль организаций, является гл. 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций является прямым. Плательщиками налога на прибыль организации являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России. Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией. При этом прибылью согласно положениям НК РФ признается: 1) для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; 2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, - полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами расходов; 3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в России. Доходы подразделяются на: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Внереализационными доходами, в частности, признаются следующие доходы: 1) от долевого участия в других организациях; 2) от сдачи имущества в аренду (субаренду); 3) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; др. Расходы, в свою очередь, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Налоговым периодом по налогу является календарный год. Помимо этого НК РФ устанавливает отчетные периоды, которыми признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки применяются в зависимости от вида полученного дохода и статуса организации как налогоплательщика. Размеры ставок составляют: 0, 9, 10, 15, 20, 24%. Основная ставка налога на прибыль организаций составляет 24%.
Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты, а также внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанные отношения и являются предметом налогового права как подотрасли финансового права.
Налоговое правонарушение - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность НК РФ (ст. 106). Виды налоговых правонарушений предусмотрены гл. 16, 18 НК РФ.
Налоговые органы - это единая централизованная система органов, возглавляемых Федеральной налоговой службой РФ, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджетную систему. Федеральная налоговая служба РФ входит в структуру органов Министерства финансов РФ.
Налоговые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты, а также внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которых возлагается обязанность по уплате налогов в соответствии с НК РФ. Как исключение, филиалы и иные обособленные подразделения российских юридических лиц не рассматриваются в качестве самостоятельных налогоплательщиков, однако могут исполнять соответствующие налоговые обязанности головных организаций.
Налоговая санкция - разновидность мер финансово-правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пени, применяемой к банкам, в размерах, закрепленных НК РФ.
Обязательное государственное страхование - форма имущественного и личного страхования в целях обеспечения защиты интересов страхователей при наступлении страховых случаев за счет соответствующих денежных фондов, формируемых из средств соответствующих бюджетов. Правовой основой такой формы страхования является Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. " Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств и использование их в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.
Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений представлен административным обжалованием решений, действий и бездействия нижестоящих органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц вышестоящими органами и должностными лицами, а также судебным обжалованием по подведомственности согласно положениям арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства.
Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств.
Расходы государственного и местных бюджетов - это бюджетные денежные средства, используемые для реализации задач и функций РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Различают: функциональную, экономическую, ведомственную и иные классификации бюджетных расходов.
Сберегательное дело представляет регламентируемую нормами права систему отношений между банками и юридическими, и физическими лицами по привлечению свободных денежных средств юридических лиц и населения во вклады на условиях добровольности, срочности и возмездности. Привлеченные средства размещаются банками от своего имени и за свой счет и используются ими для получения прибыли.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сборы в совокупности с налогами, взимаемыми на территории РФ, составляют систему налогов и сборов страны.
Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов и других средств страховщиков.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, потенциальное, имеющее возможность стать участником финансового правоотношения.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретного финансового правоотношения.
Управление государственным и муниципальным долгом - это деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по размещению, обслуживанию и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств. Управление долговыми обязательствами осуществляется соответственно Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления.
Установление налогов и сборов - принятие представительным (законодательным) органом РФ, субъекта Федерации или муниципального образования решения в соответствии со своей компетенцией о включении налога или сбора в систему налогов и сборов соответствующей территории. Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Сбор считается установленным, когда закреплены его плательщики и соответствующие элементы.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это деятельность, связанная с выполнением ими функций по планомерному формированию, распределению и использованию соответствующих территориальных денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, решения вопросов местного значения, а также обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Финансовая система РФ - это объективно обусловленная внутренним строением финансов совокупность взаимосвязанных звеньев, отражающих отдельные группы финансовых отношений. Финансовая система РФ представлена следующими звеньями: бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; внебюджетные целевые государственные и муниципальные денежные фонды; финансы предприятий, учреждений и организаций; страховые фонды; государственный, муниципальный и банковский кредит.
Финансово-правовая ответственность представляет собой юридическое состояние участника финансово-правового отношения, к которому применена соответствующая санкция в связи с совершением им правонарушения в области формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя в виде мер государственного принуждения.
Финансово-правовая санкция - это элемент финансово-правовой нормы, устанавливающий юридические последствия для участника финансово-правового отношения в случае нарушения им установленных правил поведения. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительный и карательный элементы в зависимости от отнесения нормы к тому или иному институту или подотрасли финансового права. Также за правонарушения в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований могут быть применены санкции уголовно-правового, административного и иного характера.
Финансово-правовые нормы - это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения, закрепляющие юридические права и обязанности участников финансовых отношений, связанных с планомерным формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований, необходимых для реализации задач и функций, стоящих перед ними. Структура нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Финансово-правовые нормы классифицируются: в зависимости от содержания - на материальные и процессуальные; в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений - на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Финансовое право - это отрасль российского права, нормы которой регламентируют общественные отношения, связанные с планомерным формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований, необходимых для реализации задач и функций, стоящих перед ними. Предмет финансового права составляют именно указанные общественные отношения. Среди методов финансового права различают императивный (метод властных предписаний), рекомендаций и согласования.
Финансовое правонарушение - это нарушение установленных финансово-правовыми нормами правил поведения в области формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.
Финансовые правоотношения - урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, участники которых обладают соответствующими юридическими правами и юридическими обязанностями, в области формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и имеют публично-правовой характер.
Финансовый контроль - это комплекс мероприятий, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти, органами местного самоуправления, соответствующими субъектами предпринимательской деятельности, иными участниками за законностью и целесообразностью формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. Это часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансы рассматриваются в двух аспектах: материальном и экономическом. Как материальная категория финансы - это централизованные и децентрализованные фонды денежных средств государства, муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий. В качестве экономической категории финансы представляют собой экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства, муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий, в процессе которых распределяется и перераспределяется национальный доход и осуществляется контроль за законностью, обоснованностью и эффективностью проведения данных мероприятий. Финансы выполняют распределительную (регулирующую) и контрольную функции.
Целевые государственные и муниципальные денежные фонды - это форма формирования, распределения и использования денежных средств, выделяемых для целевого финансирования отдельных направлений деятельности государства и муниципальных образований. Различают фонды: по территориальному уровню; признаку консолидации в бюджеты; целевому назначению; создающим органам. Правовой статус таких фондов регламентируется отдельным положением о фонде или финансово-правовым (плановым) актом соответствующего территориального уровня.
Элементы закона о налоге составляют содержание любого налогового закона. Подразделяются на обязательные и факультативные. В соответствии с НК РФ к обязательным элементам относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В качестве факультативного элемента выступают налоговые льготы.
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг - это комплекс мероприятий, осуществляемых соответственно Министерством финансов РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления по размещению ценных бумаг РФ, субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг.
|