Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сила сопротивления качению
Возникновение силы сопротивления качению при движении обусловлено потерями энергии на внутреннее трение в шинах, поверхностное трение шин о дорогу и образование колеи (на деформируемых дорогах). О потерях энергии на внутреннее трение в шине можно судить по рис. 3.13, на котором приведена зависимость между вертикальной нагрузкой на колесо и деформацией шины — ее прогибом f ш. При движении колеса по неровной поверхности шина, испытывая действие переменной нагрузки, деформируется. Линия Оа, которая соответствует возрастанию нагрузки, деформирующей шину, не совпадает с линией аО, отвечающей снятию нагрузки. Площадь области, заключенной между указанными кривыми, характеризует потери энергии на внутреннее трение между отдельными частями шины (протектор, каркас, слои корда и др.). Потери энергии на трение в шине называются гистерезисом, а линия ОаО — петлей гистерезиса. Потери на трение в шине необратимы, так как при деформации она нагревается и из нее выделяется теплота, которая рассеивается в окружающую среду. Энергия, затрачиваемая на деформацию шины, не возвращается полностью при последующем восстановлении ее формы. Сила сопротивления качению Р кдостигает наибольшего значения при движении по горизонтальной дороге. В этом случае Р к = f G, где G — вес автомобиля, Н; f — коэффициент сопротивления качению.
Рис. 3.13. Потери энергии на внутреннее трение в шине: а — точка, соответствующая максимальным значениям нагрузки и прогиба шины Рис. 3.14. Зависимости силы сопротивления качению Р ки мощности N к, необходимой для преодоления этого сопротивления, от скорости автомобиля При движении на подъеме и спуске сила сопротивления качению уменьшается по сравнению с Рк на горизонтальной дороге, и тем значительнее, чем они круче. Для этого случая движения сила сопротивления качению Рк = f G cos α, где α — угол подъема, °. Зная силу сопротивления качению, можно определить мощность, кВт, затрачиваемую на преодоление этого сопротивления: Nк = (v f G cos α)/1000, где v — скорость автомобиля, м/с. Для горизонтальной дороги cos 0° = 1 и Nк = (vP к)/1000 = (v f G)/1000. Зависимости силы сопротивления качению Рк и мощности Nк от скорости автомобиля v показаны на рис. 3.14.
|