Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы и должностные лица, правомочные решать дела об административных правонарушениях и налагать административные наказания.






ля обеспечения законности при решении вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственнос­ти, важное значение имеет правильное определение круга государст­венных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания. К числу таких органов (должностных лиц) КоАП относит: админи­стративные комиссии при местной администрации; местную админи­страцию (в случае, если не создана административная комиссия); ко­миссии по делам несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) суды, судей общих и военных судов, мировых судей; органы внутренних дел; органы государственных инспекций; другие органы (должностных лиц), уполномоченных на то законода­тельством РФ.

При этом четко определен и круг правонарушений, которые рас­сматривает и за которые каждый орган (должностное лицо) правомо­чен налагать административные взыскания, а также который исполняет их. Например, установлено, что исправительные работы и админи­стративный арест могут применяться только районным (городским) судом (судьей).

Применение мер административной ответственности к юридичес­ким лицам осуществляется органами и должностными лицами, указан­ными в соответствующих федеральных законах. Это — органы испол­нительной власти по охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, должностные лица государственной противопожарной службы, налоговые органы, тамо­женные и другие органы (должностные лица).

В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномо­ченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них. Появились федеральные над­зоры России — Госгортехнадзор и Госатомнадзор, федеральный анти­монопольный орган и его территориальные управления, инспекция государственного архитектурного надзора и другие органы, наделен­ные широкими полномочиями по разрешению дел об административ­ных правонарушениях.

Учитывая необходимость усиления борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, 10 мая 1999 г. Правительством утвержден план мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодо­лению детской безнадзорности на 1999—2000 годы*. Межведомствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве, об­разованной Указом Президента от 6 сентября 1993 г.**, предложено уси­лить оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъ­ектов Федерации и регулярно рассматривать на своих заседаниях ход выполнения намеченных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендова­но осуществить комплекс мер по преодолению детской безнадзорнос­ти. Особо подчеркнута необходимость активизации деятельности (со­здание) комиссий по делам несовершеннолетних для координации действий органов и учреждений социальной защиты населения, обра­зования, здравоохранения, по делам молодежи, внутренних дел, обще­ственных объединений, иных органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 20. Ст. 2497.

** САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.

 

Статья 40 КоАП предусматривает возложение на нарушителя обя­занности возместить причиненный ущерб. Если в результате соверше­ния административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию или организации, то административ­ная комиссия, местная администрация, комиссия по делам несовер­шеннолетних, а также суд (судья) при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновремен­но решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, а районный (городской) суд — независимо от размера ущерба.

 

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в по­рядке гражданского судопроизводства.

Правонарушения в области дорожного движения и охраны общественного порядка. Под административным правонарушением в области дорожного движения следует понимать посягающее на безопасность дорожного движения, здоровье и законные права граждан, участвующих в дорожном движении, а также на установленный порядок использования транспортных средств и порядок управления по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, противоправное, виновное действие либо бездействие физического (а в ряде случаев - и юридического) лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Данная группа административных правонарушений содержит 36 видов составов, сгруппированных в главе 12 КоАП РФ. Среди них, в частности: управление транспортным средством(1), не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1 КоАП РФ); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем(2), не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ); нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (ст. 12.4 КоАП РФ); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП РФ); нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ); превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10 КоАП РФ); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ); проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ст. 12.12 КоАП РФ); нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13 КоАП РФ); нарушение правил маневрирования (ст. 12.14 КоАП РФ); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КоАП РФ); несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16 КоАП РФ), и др. Субъектами данных правонарушений в большинстве случаев являются водители транспортных средств, нарушающие те или иные положения единых на территории Российской Федерации Правил дорожного движения, утвержденных Правительством РФ. Отчасти это также должностные лица либо ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.4 «Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов» и ст. 12.32 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством» КоАП РФ, например), либо организующие перевозку людей (ст. 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» КоАП РФ, например). Санкции двух статей КоАП РФ (а именно - ст. 12.33 «Повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений» и ст. 12.34 «Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений») в качестве субъекта правонарушения указывают и юридических лиц. Наиболее жесткие санкции в этой группе административных правонарушений для водителей как основной категории субъектов правонарушения (или административный штраф в размере от Ю до 15 минимальных размеров оплаты труда, или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года, или административный арест на срок до пятнадцати суток) установлены за невыполнение обязанности в связи с дорожно-транспортным происшествием в части оставления водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), а также (административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда) за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ). Кроме того, лишение права управления транспортными средствами на различные сроки предусмотрено за: - выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ); - превышение установленной скорости движения на величину более 60 км/ч (ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ). В то же время (и это стоит отметить) в КоАП РФ появилась статья (ст. 12.36), позволяющая защитить водителей от произвола должностных лиц дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции и иных служб посредством установления административной ответственности (в виде административного штрафа от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудия совершения и предметов правонарушения) за блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, снятие номерных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц, получивших в установленном порядке водительские удостоверения, а также за применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, не предусмотренных нормами КоАП РФ. остановлена; нарушение порядка объявления выходных данных продукции средства массовой информации (ст. 13.22 КоАП РФ); нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а также материалов теле- и радиопередач (ст. 13.23 КоАП РФ); повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ). Причем правоприменительная статистика показывает, что последний вид административного правонарушения в области связи и информации является самым распространенным и, к сожалению, почти «обыденным», хотя и предусматривает ответственность в виде административного штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. 1. Массовые беспорядки (ст. 212): понятие, состав и квалифицированные виды

Объектом составов массовых беспорядков является общественный порядок. Несмотря на то, что законодатель использует в названии раздела IX УК РФ понятия общественная безопасность и общественный порядок как равнозначные. В научной литературе существуют различные мнения по поводу их соотношения: одни авторы считают, что общественный порядок включает в себя общественную безопасность, другие – наоборот, считают, что общественная безопасность шире, чем общественный порядок, а третьи – разграничивают эти сферы. На наш взгляд, при существующей структуре уголовного закона можно допускать существование общественного порядка как самостоятельного вида объекта уголовно - правовой охраны.

Из анализа различных учебных и научный работ следует, что общественный порядок это общественные отношения, которые обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их человеческого достоинства и общественной нравственности.

Дополнительным объектом этих деяний являются или здоровье людей, или чужая собственность, или порядок управления.

Объективная сторона теперь выражается в трех формах деяния, расположенных в статье по степени убывания общественной опасности: организация массовых беспорядков (ч. 1), участие в них (ч. 2), призывы к активному неподчинению законным требовани­ям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3).

Часть 1 ст. 212 УК РФ организация массовых беспорядков охватывает только руководство действиями бесчинствующей толпы, пото­му что ответственность за призывы к участию в нем предусмотрена в ч. 3 ст. 212 УК. Кроме того, конкретизирован круг действий, сопровождающих массовые беспорядки, - насилие, погромы, под­жоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказание вооруженного сопротивления представителю власти (схема 1).

Под насилием следует понимать побои, истязания, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, а также иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли либо ограничением свободы, если они не создавали опасности для жизни и здоровья. Причинение тяжкого вреда здоровью и смерти в про­цессе массовых беспорядков квалифицируется по правилам сово­купности преступных деяний со ст. ст. 111 или 105 УК. Представляется, что психическое насилие не может быть отнесено к данному понятию, так как не будет соответствовать другим действиям, сопровождающим массовые беспорядки.

Под погромамиследует понимать порчу или завладение имущест­вом, его осквернение или приведение в беспорядок, совершенные участниками толпы.

 

Под поджогами понимаются действия участников беспорядков по вызову огня как неконтролируемого процесса горения тех или иных объектов жизнеобеспечения, домов, автомашин и других ценностей.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывныхустройств понимается не только использование их для причинения вреда здоровью, уничтожения имущества, поджогов и погромов, но и угроза фактического использования. При незаконном обращении с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами действия виновных квалифицируются еще по ст. 222УК.

Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается физическое или психическое противодействие участника (участников) массовых беспорядков представителю органа государственной власти или местного самоуправления путем реального применения огнестрельного или холодного оружия, боевых припасов (гранат), взрывных устройств или путем высказывания угроз применить их в целях воспрепятствования прекращению массовых беспорядков. Если в результате вооруженного сопротивления представителю власти причинении любой вред здоровью, деяние участников и организатора следует квалифицировать по совокупности соответствующей части ст. 212 УК РФ и ч. 2 ст. 318 УК РФ «Применение насилие в отношении представителя власти».

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивами организации массовых беспорядков могут быть месть должностным лицам органов государственной власти или местного самоуправления за какие-либо действия или решения, а также политические, религиозные или националистические (сепаратистские) побуждения и т.п.

Целью организации массовых беспорядков может быть принуждение органов государственной власти или местного самоуправления к удовлетворению каких-либо требований организаторов (руководителей) таких беспорядков, подрыв авторитета органов власти, повышение престижа организаторов беспорядков в глазах населения и др.

Субъектом состава организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212) может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраст

Участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ) выражается в непосредственном совершении лицом вместе с другими групповых действий, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также в оказании вооруженного сопротивления представителю власти. Присутствие лица в толпе бесчинствующих людей без совершения им каких-либо действий, соединенных с применением насилия в отношении людей (например, другой национальности), с погромами, поджогами и тому подобными акциями, не образует состава участия в массовых беспорядках и не влечет за собой уголовной ответственности.

 


В ч. 3 ст. 212 УК законодатель закрепляет один из способов подстрекательских действий - призывы, которые могут быть совер­шены в письменной или устной форме с различной степенью публичности и адресованы как конкретным лицам, так и неопределен­ному кругу. В этой норме содержится два вида призывов. Первый включает в себя два необходимых условия: 1) убеждение в актив­ном неподчинении законным требованиям представителя власти; 2) склонение к массовым беспорядкам. Вторая форма - призывы к насилию над гражданами, отличается от подстрекательства к на­сильственным преступлениям против личности тем, что ими форми­руется нежелание совершить конкретное преступление, а общий настрой к насилию (схема 2).

 

2. Хулиганство (ст. 213 УК РФ): понятие, состав и квалифицирующие признаки. Отличие уголовно-наказуемого хулиганства от мелкого хулиганства (ст. 158 КоАП РФ)

 

Основным объектом хулиганства по мнению большинства научных работников, является общественный порядок как элемент общественной безопасности. Однако, последние несколько лет это утверждение стало подвергаться сомнению. Причиной этому послужило изменение диспозиции ст. 213 УК РФ, происшедшее 08.12.2003 г. В настоящее время в качестве обязательного признака объективной стороны состава преступления предусмотрено его совершение «с применением оружия или предметов в качестве оружия». Использование данных предметов изменяет направленность деяния и уже создает угрозу общественной безопасности.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 211 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия терроризму» выделил в диспозиции ч.1ст. 213 УК РФ два альтернативных признака: " Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

Общественно опасное деяние в составе «Хулиганство» выражается в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, сопровождающемся применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (схема 3).

Под грубым нарушением общественного порядка понимаются действия виновного, демонстрирующие неуважение к сложившемуся укладу жизни общества и порядку социального общежития. Под общественным порядком понимается сложившийся под влиянием правовых норм и других социальных правил уклад жизни общества, который обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования разнообразных общественных и государственных институтов.

Законодатель включил в число признаков объективной стороны способ нарушения общественного порядка - с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Понятие оружия и предметов, используемых в качестве оружия, соответствует содержанию одноименного признака в составе разбоя (ч. 2 ст.162 УК РФ). Под применением оружия или предметов используемых в качестве оружия следует понимать как фактическое использование виновным оружия для физического воздействия на потерпевших путем причинения телесных повреждений, так и психическое воздействие путем демонстрации оружия и высказывания угрозы применения насилия, если объективно имелись основания считать, что жизни и здоровью этих лиц грозит реальная опасность.

В качестве предметов используемых как оружие, могут быть при наличии к тому оснований признаны также предметы, которыми виновный вооружился в процессе совершения хулиганства (подобрал на месте преступления), и которыми, исходя из свойств, материала, особенностей конструкции, веса и т.п. объективно возможно причинить вред здоровью человека (например, камни, палки, арматура, обрезки металлических труб). В случаях, когда в процессе совершения хулиганства лицо натравливает собак бойцовских пород или других животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека, содеянное с учетом конкретных обстоятельств дела, может быть квалифицировано по ст. 213 УК РФ.

Сам по себе факт наличия у лица, грубо нарушающего общественный порядок, выражающего явное неуважение к обществу, оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве таковых, не может служить основанием для признания его виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 УК РФ. Не является основанием для квалификации по ст. 213 УК РФ применение в ходе совершения хулиганских действий неисправного или непригодного оружия (например, учебного), предметов, имитирующих оружие (декоративное оружие, пугачи, оружие – игрушки и т.п.), а равно действия лица, выразившиеся в стрельбе холостыми патронами.

При этом, решая вопрос о наличии в действиях подсудимого состава уголовно-наказуемого хулиганства, следует учитывать не только факт применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, но и степень нарушения общественного порядка, которая определяется на основании совокупности обстоятельств дела, включая время, место и способ совершения противоправных действий, их интенсивность, продолжительность и т.д.

Исходя из того, что диспозиция ст. 213 УК РФ, в качестве основного признака объективной стороны преступления не предусматривает применение насилия и с учетом того, что при хулиганства умысел виновного направлен на грубое нарушение общественного порядка в случаях. Когда в процессе хулиганства потерпевшему из хулиганских побуждений наносятся побои или причиняется различный вред здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности хулиганства и преступлений, предусмотренных п. «д» ч. 2 ст. 111, п. «д» ч.2 ст. 112, ч. 2 ст.115 и ч. 2 ст.116 УК РФ. Если при этом применялось оружие, на хранение и ношение которого лицо не имело соответствующего разрешения (лицензии), содеянное должно дополнительно квалифицироваться по ст. 222 УК.

Если при совершении действий, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение к обществу, совершенные с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, виновный умышленно уничтожает или повреждает чужое имущество из хулиганских побуждений, содеянное им надлежит квалифицировать по ст. 213 УК РФ и ч. 2 ст. 167 УК РФ.

Хулиганство принадлежит к так называемым формальным составам и признается оконченным преступлением с момента фактического совершения грубого нарушения общественного порядка с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Субъектом хулиганства, предусмотренного ч. 1 ст. 213, может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а ч. 2 ст. 213 УК РФ – 14-летнего возраста.

С субъективной стороны, по смыслу закона, хулиганство возможно лишь с прямым умыслом, то есть когда виновный осознавал общественную опасность своих действий, выражающих явное неуважение к обществу, и желал грубо нарушить общественный порядок с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия.

До 24.07.2007 г. субъективная сторона состава хулиганства содержала в качестве обязательственного признака единственный мотив – хулиганские побуждения. Хулиганские побуждения представляют собой желание лица противопоставить себя окружающим, при отсутствии личных неприязненных отношений продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение, совершенное без видимого повода или с использованием незначительного повода как предлога для грубого нарушения общественного порядка. В настоящее время появилась целая группа побуждений выступающих признаками субъективной стороны – мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Ненависть или вражда означают наличие неприязненных отношений к другой стороне в связи с ее принадлежностью к определенной группе - главным образом социальной, национальной (этнической), расовой (антропологической), религиозной (конфессиональной).

Уголовно наказуемое хулиганство, предусмотренное ч. 1 ст. 213 УК РФ, следует отличать от мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), т.е. нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, сопровождающегося нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а также уничтожением или повреждением чужого имущества. Если до внесения изменений от 24.07.2007 г. в ст. 213 УК РФ оно проводилось по признаку «применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия», то с появлением указанных мотивов отличия между преступлением и административным правонарушением проводить сложно.

Квалифицирующими признаками хулиганства (ч. 2 ст. 213 УК) являются совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также, если оно было связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

Для квалификации по признаку совершения хулиганства группой лиц по предварительному сговору, необходимо совместное непосредственное участие в выполнении объективной стороны данного преступления двух или более вменяемых, достигших возраста уголовной ответственности лиц, заранее договорившиеся о совместном его совершении. При этом предварительная договоренность должна иметь место не только на совершение совместных хулиганских действий, но и на применение оружия или предметов в качестве оружия.

Хулиганство должно квалифицироваться как совершенное организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

Под сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, понимается активное противодействие хулигана осуществлению представителем власти его полномочий, которыми он наделен по службе, или противодействие исполнению общественного долга иным лицом, исполняющим обязанности по охране общественного порядка или пресекающим нарушение общественного порядка. Просьбы и уговоры прекратить хулиганские действия не образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 213 УК РФ. Квалифицируя действия виновного по ч. 2 ст. 213 УК РФ следует устанавливать, что сопротивление было оказано виновным в момент совершения хулиганских действий.

Под представителями власти, в соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ, признается должностное лицо правоохранительного и контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Под иными лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка, следует понимать военнослужащих, привлекаемых к охране общественной безопасности и общественного порядка, должностных лиц органов муниципальной службы, которые по специальному полномочию органа местного самоуправления осуществляют функции по охране общественного порядка. Под исполнением обязанностей по охране общественного порядка понимается несение лицом постовой или патрульной службы на улицах и в других общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, массовых зрелищных, спортивных и иных мероприятий, при ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

К категории лиц, пресекающих нарушение общественного порядка, следует относить граждан, принимающих участие в пресечении нарушений общественного порядка по своей инициативе.

Хулиганские действия, сопряженные с сопротивлением представителю власти, в том числе с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья человека, полностью охватываются диспозицией ч. 2 ст. 213 УК РФ и дополнительной квалификации по другим статьям Особенной части УК РФ не требуют. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в случае сопротивления представителю власти в процессе уголовно-наказуемого хулиганства, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, необходимо дополнительно квалифицировать по ч. 2 ст. 318 УК РФ. В случае насилия опасного для жизни или здоровья в отношении иных лиц, исполняющих обязанности по охране общественного порядка или пресекающих нарушение общественного порядка, и причинения тяжкого вреда здоровью требуется квалификация по совокупности ч. 2 ст. 213 УК РФ и ч. 2 ст. 111 УК РФ.

 

3. Вандализм (ст. 214 УК РФ: состав преступления и отличие от хулиганства (ст. 213 УК РФ) и повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования (ст. 11.15 КоАП РФ)

 

Ст. 214 УК предусматривает ответственность за вандализм, кото­рый не был известен УК РФ 1960 года. Вандализм, согласно толково­му словарю С.И. Ожегова, бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Диспозиция статьи определяет его следующим образом: " Осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах".

Непосредственным объектом этого преступления являются отно­шения по обеспечению безопасных условий нахождения граждан в общественном транспорте или общественных местах, дополнитель­ным объектом выступают отношения собственности, которой причи­няется ущерб. Однако, следуя буквальному толкованию нормы, посягательство направлено, прежде всего, на общественную нравст­венность, поэтому целесообразно было бы поместить ее в главу " Преступления против здоровья населения и общественной нравст­венности".

Объективная сторона характеризуется совершением деяний в двух формах: а) осквернение зданий или иных сооружений, б) порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (схема 4).

Осквернение зданий и иных сооружений - выражение пренебрежения к окружающим посредством совершения таких действий, как обливание краской сооружений, нанесение рисун­ков, надписей, не предусмотренных архитектурными проектами и строительными планами, сам факт или содержание которых за­трагивает человеческое достоинство. Под порчей следует понимать повреждение имущества, при котором оно может временно или час­тично до его восстановления становиться негодным для исполь­зования по назначению либо продолжает использоваться в поврежденном виде. По смыслу нормы иные общественные места - это помещения или участки территории, предназначенные для удовлетворения повседневных потребностей людей и отдыха, напри­мер, парки, скверы, стадионы, пляжи и т.п.

Состав вандализма - формальный, и преступление считается окон­ченным с момента учинения действий.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Данное преступление может быть совершено только умыш­ленно. Обязательным элементом вины является осознание пренеб­режения к окружающим. В основе вандализма лежат хулиганские побуждения.

Наличие общего мотива с другими правонарушениями ставит вопрос об отграничении вандализма от ст.213 УК " Хулиганство" и ст. 158 КоАП РФ " Мелкое хулиганство", которое следует прово­дить по объективной стороне.

В ст. 214 УК место является обязательным признаком объективной стороны - общественный транспорт или общественные места, а в ст. 213 УК допускается совершение деяния в квартире, отдельной комнате, если сопряжено с очевидным для ви­новного грубым нарушением общественного порядка. Если теперь хулиганство не включает уничтожение или повреждение чужого имущества, то в вандализме – повреждения вследствие осквернения или порчи имущества являются конструктивными признаками состава.

Кроме того, субъект вандализма всегда лицо, достигшее 14-лет­него возраста, тогда как ответственность за уголовно-наказуемое хулиганство в таком возрасте наступает лишь за совершение квалифицированного преступления.

Часть 2 ст. 214 УК РФ дополнена Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 211 двумя квалифицирующими признаками «те же деяния, совершенные группой лиц», а «равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Содержание указанных признаков соответствует характеристике приведенной при анализе аналогичных признаков ст. 213 УК РФ.

Отличие ст. 214 УК от ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» при наличии признака «повреждение чужого имущества» проводится в зависимости от содержания действий, места и характера сооружений, степени очевидности пренебрежи­тельного отношения для окружающих и т.п.

При порче имущества на общественном транспорте может воз­никнуть проблема отграничения анализируемого преступления от административ­ного проступка, предусмотренного ст. 11.15 КоАП РФ «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования». Во-первых, субъективная сторона административного правонарушения мо­жет содержать как умышленную, так и неосторожную вину, ст. 214 УК - только умысел. Во-вторых, повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте в ст. 11.15 КоАП РФ производится путем погрузки, разгрузки тяжелых, больших по габаритам предметов, при вандализ­ме для этого используются палки, камни, ножи и другие предметы, либо без них. В-третьих, повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования следует рассматривать как административное правонарушение, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, в составе вандализм размер значения не имеет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал