![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда.
· Оствальд положил начало точной научной систематизации цветов. Главной областью его исследований была физика. Оствальд производил точные измерения отношения цветового впечатления и длины волны, он определял путем смешения двух разных по цвету световых потоков дополнительные спектральные цвета и расположил цвета по признаку дополнительности в 24-частном цветовом круге. Предложенное им цветовое тело в форме двойного конуса представляет собой дальнейшее развитие цветового шара Рунге. · Оствальд ввел для всех чистых цветов название абсолютных цветов и отклонил тем самым необоснованное разделение на так называемые основные и производные (вторичные) цвета. Он стремился представить все цвета в виде простой геометрической системы. Оствальд различал три особенности (характеристики), как он сам их называл «три различные величины» цветового впечатления. Этими величинами можно охарактеризовать любой цвет: V — абсолютный (чистый) цвет, W — доля белого цвета и S — доля черного цвета. Соотношение этих трех величин можно представить в виде равностороннего треугольника, носящего в цветоведении название «однотонального цветового треугольника», который представляет собой продольный разрез цветового тела Оствальда. 3. От чего зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций? Три условия построения ахроматических композиций. · Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. · Первое условие - светлотный диапазон ахроматических тонов: • В композиции могут участвовать два крайних цвета (белый и черный) и какой-нибудь серый, например средний серый; тогда мы имеем полный светлотный диапазон тонов ахроматического ряда. В композиции, однако, может быть использована только часть ахроматических тонов, например, от белого до среднего серого тона и от среднего серого до черного; тогда уже речь идет соответственно о светло-сером и темно-сером светлотных диапазонах. Наконец, в ряде композиций целесообразно использовать только серые тона, исключая белый и черный. В этом случае мы имеем светлотный диапазон, простирающийся от светло-серых до темно-серых тонов; он носит название средне-серого. В зависимости от избранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное воздействие. • Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются большой контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, причем степень динамичности светлотных контрастов особенно значительна при условии, когда серый цвет сдвинут в сторону белого цвета или черного. • Правда, активное звучание светлотного контраста при использовании полного диапазона тонов до некоторой степени затрудняет применение последнего в хроматических композициях (дело в том, что цвет в этом случае отступает на второй план). В то же время композиции с полным светлотным диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии, не случайно они широко используются при оформлении общественного интерьера. • Композиции светло-серого диапазона, где в качестве темного выступает серый средний тон, характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. В них отсутствуют сильные светлотные противопоставления и контрасты, отсюда большая обобщенность, цельность тонального состояния, более спокойное эмоциональное звучание. • Композиции средне-серого диапазона по сравнению со всеми другими наиболее нейтральны: они спокойны, сдержанны, лишены динамической напряженности тональных отношений и, пожалуй, полнее всего реализуют идею статики. Более того, сами по себе композиции средне-серого диапазона даже маловыразительны. Вместе с тем их тональное состояние открывает богатые возможности для взаимодействия цветовых тонов в хроматических композициях. • Композиции темно-серого диапазона (самый светлый – средний серый или близкий к нему, самый темный – черный тон) характеризуются в целом затемненностью, известной сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты сдержанны. В силу этого композиции темно-серого диапазона способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности. • Итак, правильный выбор светлотного диапазона в соответствии с поставленной творческой задачей – важное условие построения трехтоновых ахроматических композиций. В качестве главной цели оно преследует создание определенного светлотно-тонального состояния композиции. · Второе условие - взаимодействие светлотных тонов (или светлотный контраст тонов) • Указанное взаимодействие реализуется в любом диапазоне (полном, светло-сером, темно-сером и средне-сером). Решающее значение здесь имеет отношение серого тона к белому и черному (при полном диапазоне) или серого к самому светлому и самому темному (при других диапазонах). • На ритмическое и пластическое движение пятен в композиции художник должен обращать основное внимание. • Итак, взаимодействие светлотных тонов в композиции может быть для каждого диапазона реализовано в трех вариантах: • Серый промежуточный цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному, одинаково контрастирует с ними обоими и психологически равно отстоит от них. Это обстоятельство создает благоприятные условия для одинаковой читаемости светлого и темного тонов (при одинаковой площади, ими занимаемой). Достигаемый светлотный контраст (равноступенный), как уже говорилось, утверждает принципы статики. • Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону темного и вместе с последним заставляет сильнее звучать элементы, образованные светлым цветом (неравноступенный динамический контраст). Сближение серого с темным повышает заметность светлых пятен. Иногда площади самых светлых пятен берутся очень небольшими; в этом случае они будут выступать еще сильнее, создавая эффект свечения. • Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону светлого, что заставляет сильнее звучать композицию, образованную темным (тоже неравноступенный динамический контраст). · Третье условие - пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном. • Отношения площадей строятся на принципе одинаковости, то есть все три тона занимают зрительно одинаковые площади. • Отношения площадей строятся на принципе соподчиненности. Необходимо, чтобы разница в площадях, занимаемых каждым тоном, была четко воспринимаемой.
4. Систематика цветов Иоганна Вольфганга Гёте. Линейная систематика цветов Исаака Ньютона Первичные и вторичные цвета. Систематика цветов В. Гёте.
• Линейная систематика цветов Исаака Ньютона: · Ньютон использовал семь цветовых названий: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, и фиолетовый для долей спектра по аналогии с семью долями музыкального масштаба. Ньютон преобразовал нормальную линейную систему в круг, обходясь без старой организации согласно ценностям яркости и темноты. Цветовой круг Ньютона включает семь цветов в последовательности красный (p) – оранжевый (q) – желтый (r) – зеленый (s) – синий (t) – ультрамарин (v) – фиолетовый (x) Систематика цветов в виде треугольника И. Ньютона Систематика цветов в виде круга И. Ньютона:
• Первичными цветами называют три чистых ключевых цвета - Красный, Синий и Желтый. Они являются базой для создания любого другого цвета колеса - для этого нужно просто смешать основные в нужной пропорции. Как правило, первичные цвета расположены на равном расстоянии друг от друга, как показано на рис.1, на большинстве базовых цветовых колес. • Вторичные цвета расположены между основными. Они образуются путем смешивания в равной пропорции тех двух первичных цветов, между которых они находятся. Этим способом мы получаем зеленый (желтый+синий), оранжевый (красный+желтый), и фиолетовый (красный+синий)
5. Какой длины световые волны улавливает человеческий глаз? Эксперимент И. Ньютона. От чего зависит цвет прозрачного и непрозрачного предмета? • Видимое излучение — электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом, которые занимают участок спектра с длиной волны приблизительно от 380 (фиолетовый) до 740 нм (красный). Такие волны занимают частотный диапазон от 400 до 790 терагерц. Электромагнитное излучение с такими частотами также называется видимым светом, или просто светом (в узком смысле этого слова). Наибольшую чувствительность к свету человеческий глаз имеет в области 555 нм (540 ТГц), в зелёной части спектра. • Эксперимент Ньютона · Пучок преломлялся в призме, и на экране отбрасывалось удлиненное изображение с радужным чередованием цветов · От чего зависит цвет прозрачных и непрозрачных тел · Все, что мы видим (кроме источников света) - это отраженный свет. Яркость и цвет зависят от свойств отражающей поверхности. Прозрачные предметы не отражают видимый свет, а пропускают его (или его часть).
|