Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие рыночного механизма. Его основные элементы. Рыночная цена, ее виды и функции.Стр 1 из 7Следующая ⇒
ГЛАВА 4 Рыночный механизм и его функционирование Понятие рыночного механизма. Его основные элементы. Рыночная цена, ее виды и функции. В самом общем виде рынок ‑ это совокупность сделок купли – продажи. С точки зрения экономических отношений рынок – это такая форма общественной организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители, взаимодействуя друг с другом, решают вопросы: что, как и для кого производить, руководствуясь ценами, спросом, предложением и конкуренцией. Цены, спрос и предложение, и конкуренция – элементы рыночного механизма. Первый элемент рыночного механизма – цена. Цена – есть денежное выражение стоимости товара. Под воздействием спроса и предложения, с учетом полезности товара каждый раз устанавливается новое соотношение цен на рынке. По изменению соотношения цены на рынке производители судят, производство каких товаров надо наращивать, и производство каких товаров надо сокращать. Если рыночная цена, на данный товар, равна издержкам фирмы, то эта фирма прибыли не получает, она возмещает только издержки производства (линия аb, рис.10). От колебания цен вокруг стоимости (под воздействием конкуренции) будет зависеть – получит фирма прибыль и в каком размере, или не получит. Следовательно, рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается на рынке в соответствии с законом стоимости, спроса и предложения. С точки зрения продавца цена – сумма денег, которую он хотел бы получить за товар.В этом смысле цены тяготеют к объективной основе к издержкам поизводства; с точки зрения покупателя цена – сумма денег, которую он вынужден отдать за товар, представляющий для него ценность. В этом смысле цены тяготеют к полезности. По степени свободы формирование цен или степени их регулирования можно выделить следующие их виды: Свободные цены устанавливаются в результате колебания спроса и предложения, состояния рыночной коньюнктуры. Такие цены не принимают никакого вмешательства со стороны государства, общественных организаций, крупных предприятий.
Рис.10 Договорные цены устанавливаются по договоренности между продавцами на определенный срок. В договоре указывается не абсолютный размер цены, а их верхний и нижний уровень. Регулируемые цены, когда государство устанавливает верхний предел, превышение которого запрещено. Государственные цены – твердо устанавливаемые цены государственными органами.Такие цены фиксируются в плановых и иных документах. Регулированию подлежат цены на продукцию: 1)предприятий монополистов; 2)естественных (базовых) ресурсов; 3)на товары имеющие большое социальное значение. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются такме виды цен, как оптовые – цены, по которым предприятия реализуют товары предприятиям – потребителям или торговым посредникам; розничные цены – это цены, по которым товары продаются индивидуальным потребителям; тарифы представляют собой цены на услуги, где учитывается время потребления, качество услуг и обьем работы. Тарифы относятся к ценам, которые регулируются госуларством. Следует выделить и такие цены, как мировые цены, функционирующие в мировой торговле; биржевые и аукционные цены. Важнейшая функция цен – давать информацию о состоянии рынка; вторая функция – учетная, т.е. через цены измеряются и соизмеряются издержки, доходы, преимущества. А также через цены учитываеися материально – вещественное богатство страны. В итоге можно сказать, цена в рыночной экономике служит сигналом и ориентиром для производителей при определении обьемов производства товаров и услуг и определяющим фактором для тех, кто при данном уровне дохода будет покупать эти товары и услуги.
|