Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция, ее сущность, виды и методы. Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика.
Важнейшим элементом рыночного механизма и условием существования рынка является конкуренция. Термин,, конкуренция” происходит от латинского слова concurentia, что означает соперничество, состязание, соревнование. Оно представляетсобой соперничество между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и обмена товаров. Конкуренция концентрирует в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и экономический (частный) интерес. Борьба частных производителей за выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция характеризуется следующими чертами: а) наличием на рынке значительного количества независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара; б) возможностью их свободно вступать в рынок и покидать его, т. е. не должно существовать никаких ограничений (юридического и организационного характера) для увеличения производства данного товара. Главная функция конкуренции является учет на рынке ОНЗТ по производству каждого конкретного товара. Данная функция реализуется благодаря действию закона стоимости – идея А.Смита, которая принесла ему мировую славу, -,, невидимой руки'' рынка. Механизм же подсчета ОНЗТ количественно определил К.Маркс. Если ОНЗТ снижаются, то изменяется уровень стоимости товаров, Равновесные цены (при прочих равных условиях) тождественны стоимостям, и изменения равновесных цен совпадает с изменением и направлением динамики стоимостей. Модели такого характера разрабатывались в известной теории оптимального планирования экономики советскими экономистами Л. В. Канторовичем, В. С. Немчиновым, В. В. Новожиловым и западными – П. Самуэльсоном, Д. Ремером, С. Холлондером.21 Закономерности функционирования рынка и ценообразования разрабатывали и представители маржинализма (У. Джевонс, О. Бем – Баверк, Ф.Визер, К. Менгер и их последователи). Но если классики теории трудовой стоимости исходили из логической линии: производство – обмен- потребление, из той принципиальной позиции, что источником всякого богатства является труд, то у маржиналистов другой подход: экономические отношения они рассматривают с позиции: потребитель – потребность – полезность – спрос – предложение. Если классики изучали предложение (производство) и от него выходили на спрос, причем и предложение и спрос рассматривались, как объективные категории, то маржиналисты считают, что спрос есть чисто субъективное восприятие человека, а потому вместо объективной потребительской стоимости товара изучается субъективная полезность, а вместо стоимости – благо. Если классики исходили из средних величин, принимая их за общественно необходимые (ОНЗТ), то маржиналисты – из предельных величин, используя преимущественно функциональный анализ. Процесс формирования общественной стоимости двойственен: в нем участвуют как производители (продавцы), так и потребители (покупатели). Роль производителей сводиться к тому, что общественная стоимость формируется на основе индивидуальных затрат их труда; роль потребителей – конкретизирующая: они участвуют в процессе формирования общественной стоимости не своим трудом, а своими оценками. Покупаются больше товары те, которые более качественны и более дешевле. В конечном итоге различные индивидуальные цены превращаются в единую рыночную цену на данные товары. Таким образом, без конкуренции покупателей различные индивидуальные цены не выравнивают в единую рыночную цену, отражающую общественную стоимость, а соотношение спроса и предложения определяет, какие именно индивидуальные затраты труда производителей выступают в качестве ОНЗТ. Стихийное действие закона стоимости и закона убывающей предельной полезности осуществляется таким образом, что ОНЗТ (стоимость) формируются в расчете на единицу потребительной стоимости. Это значит, что более качественный товар при прочих равных условиях будет стоить дороже на рынке. Но на поверхности действительное дело представляется в перевернутом виде: будто большая полезность является источником большей стоимости. Здесь следует учитывать тот факт, что в краткосрочном периоде (отсутствие эффекта технического прогресса) факторы производства (конкретный труд, средства производства, силы природы) на предприятиях, на которых индивидуальная производительность (или интенсивность) труда растет, создается больше потребительных стоимостей (полезностей) в условиях неизменной величины стоимости. Но дело представляется так, будто все эти факторы являются источником стоимости. Мы рассмотрели конкуренцию как важнейший элемент рыночного механизма и ее влияние на ценообразование. Теперь рассмотрим виды и методы конкурентной борьбы, новое в развитии конкуренции и монополии. По характеру рыночного противоборства различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает, что: 1) на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих вопрос: что, как и для кого производить; 2) доступ производителей на рынок никем и ничем не ограничен; 3) не ограничен и выход из рынка всех желающих. Все производители являются мелкими собственниками, и это в решающей степени предопределяет правила конкурентной борьбы, а именно: 1) учет уровня равновесной цены (ОНЗТ) как норматива рационального хозяйствования; 2) стремление производителей создавать товары с более низкими издержками (индивидуальными ценами) и продавать их по равновесной цене, что позволяет получать дополнительный доход; 3) при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции.
|