Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продуктивное обучение как условие для самоактуализации участников образовательного процесса через творческое самовыражение






«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», - говорится в Концепции модернизации российского образования, поэтому «школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» [17]. Изменились требования к образованности личности, к ее жизненным ценностям. Ушли в прошлое прежние идеалы и принципы. На что же теперь ориентироваться современной системе образования? Каким представить человека, отвечающего новым требованиям? И нужно ли вообще как-то моделировать обобщенные образы «идеальных» личностей?

А. Маслоу отмечает: «У каждого века, за исключением нашего, был свой идеал. Наша цивилизация отказалась от идеала – святого, героя, аристократа, рыцаря, мистика. У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться «человек без проблем». Возможно, вскоре мы сможем взять себе в качестве образца для подражания полностью развитое и самоактуализирующееся человеческое существо, использующее свой потенциал на все сто процентов, внутренняя природа которого свободно выражает себя, а не подавляется, калечится или отрицается…» [26].

Действительно, это стало актуальным и для российского общества. Сегодня, чтобы быть востребованным, уже не нужно подминать свою индивидуальность под общепринятые «рамки» преданного строителя коммунизма, не нужно оглядываться на мнение «сильных мира сего». Напротив, требуется инициативность, умение по-своему взглянуть на проблему, творческая активность в любой деятельности, самобытность, автономность, уникальность. Все это черты самоактуализирующейся личности. Именно это определение позволяет нарисовать идеал, одновременно не имеющий каких-либо шаблонных характеристик, поскольку в такой модели должна реализоваться созидательная, позитивная индивидуальность каждого человека. Стремление к самоактуализации должно стать основной потребностью и мотивом человеческой деятельности, тогда идеалом будет личностная и профессиональная индивидуальность, желание реализовать себя, тем самым, изменяя и окружающий мир в сторону согласия и созидания.

Несомненно, данные идеи выводят нас на необходимость по-новому взглянуть на содержание и организацию образовательного процесса на всех уровнях. Если мы хотим воспитать самоактуализирующуюся личность, нужно заботиться о возможностях для самоактуализации обучающихся в образовательном пространстве учебных заведений. То есть, создавать условия для раскрытия собственного внутреннего потенциала учеников, тем самым, создавая предпосылки для их дальнейшей самоактуализации при выборе профессии и затем в профессиональной деятельности.

Рассматривая самоактуализацию личности, как проблему, мы имеем в виду создание условий для полноценного развития человека, для реализации его способностей, возможностей, задатков. Стремление к самоактуализации присуще каждому. Как отмечал М.К.Мамардашвили: «Фундаментальная страсть человека – дать родиться тому, что находится в зародышевом состоянии, осуществиться» [23]. Но проблема в том, что самоактуализация – это внутреннее качество личности. Внешним же отражением внутреннего стремления к самоактуализации можно назвать акты творческого самовыражения.

Акт творческого самовыражения это действие, совершаемое по логике индивидуального опыта, обусловленного особенностями личности, в соответствии с заданными извне требованиями.

«Личностная направленность образовательного процесса предполагает организацию его с опорой на самобытность, уникальность, тенденцию к позитивной самоактуализации человека, и это определяет актуальность проблемы творческого самовыражения всех участников педагогического взаимодействия как одного из ведущих факторов становления личности… Именно в творческом акте самовыражения преодолевается «узость конкретного существования», учащиеся вовлекаются в процесс сотворчества, в котором и происходит самосозидание человека; этим обусловлена возможность его продвижения в культуре через образование» [19].

Чтобы самовыражение было созидательным, оно должно быть связано с созданием творческого продукта. Поэтому в понимании образовательного процесса, на наш взгляд, наиболее важна идея продуктивности, через которую процессы творческого самовыражения можно отслеживать на уровне результатов. Преподаватели и сами учащиеся должны прийти к пониманию того, что обучение – это не «передача образования», знания, умения и навыки – это не «вещественные предметы», которые можно передавать, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. А результаты познания, то есть опыт, принадлежат тому, кто и осуществляет сам процесс [40]. Важной характеристикой личностно-ориентированного образования, таким образом, является его продуктивность, понимаемая как создание обучающимся конкретного образовательного продукта.

Образовательный продукт – это результат образовательной деятельности обучающегося, имеющий внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления [40].

Близкими продуктивному обучению являются понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «разработка» и т.п. Для продуктивной деятельности характерно как усвоение уже созданных человечеством достижений, так и создание собственного образовательного продукта. Одновременное протекание этих процессов может быть выражено одним понятием «освоение», под которым понимается активное созидательное проникновение обучающегося в образовательную область или учебный предмет.

Обучение, направленное на создание собственного образовательного продукта, связано с рассмотрением содержания образования с точки зрения таких понятий, как фундаментальные образовательные объекты, культурно-исторические аналоги, личностный смысл. Обратимся к определениям данных понятий, предложенным А.В. Хуторским.

Фундаментальные образовательные объекты – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия; это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.

Культурно-исторические аналоги - это продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности (учеными, писателями, художниками, музыкантами, инженерами и др.), которые содержат в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами обучающихся.

Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам ее деятельности и познания [40].

Сторонники личностно-ориентированного подхода в образовании предлагают сместить направление познания обучающимися: от постижения фундаментальных образовательных объектов, через создание образовательных продуктов и обретение личностных смыслов к знакомству с культурно-историческими аналогами. Первичным в образовательном процессе данного типа выступает познание учеником реальной действительности. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых проявляется в выборе им индивидуальных путей творческого самовыражения.

Организовать же такой процесс обучения смогут педагоги, глубоко проникшие в данную идею. В связи с чем, и процесс преподавания должен стать продуктивным и творческим.

Продуктивное обучение тесно связано с понятием «творчество». Развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. И именно творчество является необходимым звеном, соединяющим процессы самовыражения в направлении самости и социумности, снимает противоречия между тем и другим. Как гениально отмечал Г.С.Батищев: «Нет на свете более творческого дела, нежели межсубъектное общение. И нет более общительного процесса, нежели собственно творчество. Творчество по своей сути междусубъектно» [6, с. 436].

Творчество – высшая форма активности и самостоятельности деятельности человека. В психологическом аспекте нет различия между творческой деятельностью ученого, создающего продукт творчества, и творческой деятельностью учащегося, делающего новое открытие для себя, но не для общества. Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом – научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если его продукт не обладает необходимой новизной. Именно вторая точка зрения, на наш взгляд, более созвучна с идеей продуктивности в широком смысле слова.

«Продуктивное мышление начинается с самостоятельного прогнозирования неизвестного, поиска необходимой информации и решения. Каждому человеку в течение жизни приходится принимать множество решений: простых и сложных, важных и не очень. Поэтому продуктивное усвоение знаний – это прогнозирование неизвестного и целенаправленный поиск информации» [20].

Независимо от того, на что направлено продуктивное мышление: на создание объективного или субъективного творческого продукта, на решение повседневной, бытовой задачи или труднейшей проблемы, оно связано с наличием четырех основных этапов:

- постановка цели;

- выявление условий достижения цели;

- анализ вариантов достижения цели;

- перевод цели в конкретную задачу и решение задачи.

В связи с чем, продуктивное обучение соотносится не только с понятиями «творчество» и «творческая деятельность», но и очень близкими им понятиями «эвристическая деятельность», «эвристическое обучение».

Эвристическая деятельность – более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Таким образом, эвристическая деятельность включает не только творческую (креативную), но и метатворческую (от греч. «мета» - стоящее за), то есть когнитивную и методологическую (оргдеятельностную), которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию [40].

С точки зрения А.В. Хуторского, необходимо разграничить понятия «эвристическая деятельность» и «эвристическая образовательная деятельность», которая является разновидностью первой наряду с эвристической научной и эвристической изобретательской деятельностями. Эвристическая образовательная деятельность (эвристическое обучение) близко понятию «продуктивное обучение», но шире последнего, так как включает и репродуктивные компоненты.

Продуктивное обучение, естественно, не отрицает репродуктивные виды деятельности, так как обучающийся должен постигнуть конкретные способы познания, изучить культурные достижения человечества. Кроме того, усвоение знаний на репродуктивном уровне во многом определяет успех в постановке и решении творческих задач, поскольку, как утверждал П.Л. Капица, «не может быть творчества на пустом месте» [цитата по 20].

Таким образом, вариантом реализации идеи самоактуализации личности может служить образовательный процесс, направленный на творческое самовыражение учащихся, средством чего является продуктивное обучение, в основе которого лежит эвристическая деятельность как учеников, так и педагогов. Ведь творческий образовательный продукт может возникнуть только в результате со-творчества, когда учитель направляет свое творческое воображение на создание наиболее благоприятных условий для продуктивной деятельности ученика.

Переходя к проблеме технологий продуктивного обучения, отметим, что здесь мы старались ответить на следующие вопросы, которые сознательно или нет, но чаще всего задает себе практикующий педагог и которые являются предметом самой теории обучения:

- Для чего учить (учиться)?

- Как учить продуктивно?

- Как организовать процесс продуктивного обучения?

- Как обеспечить целостность педагогического процесса?

- Как проанализировать получаемые результаты?

- Как создать условия, способствующие творческому самовыражению участников образовательного процесса?

Ответы на эти вопросы и станут слагаемыми технологии продуктивного обучения.

 

Подумайте

Как бы вы сформулировали определение понятия «продуктивное обучение».

Являются ли понятия «творческая деятельность», «продуктивная деятельность», «эвристическая деятельность» синонимами? Объясните свою точку зрения.

Что, на ваш взгляд, должна включать технология продуктивного обучения?

Попробуйте

На материале любого учебного предмета из школьного курса выберите несколько фундаментальных образовательных объекта, подберите к ним известные культурно-исторические аналоги. Какой могла бы быть образовательная продукция учеников по отношению к этим фундаментальным объектам?

Запишите ниже свои находки.

Фундаментальные образовательные объекты

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурно-исторические аналоги

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемые образовательные продукты учеников

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал