Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На творческое самовыражение учащихся
Этапы: Целеполагание Организация деятельности Анализ результатов Что осуще - ствляется: Методы целеполагания Формы, методы, технологии Диагностика, организации обучения рефлексия обучения
Кто осуще - ствляет: ученики + учитель учитель ученики учитель + ученики предлагает выбирают Как оформ- ляется: Составление Технологическая Индивидуальная Карта Дневник таксономии карта. образовательная творческого целей Тематическое программа самовыражения и поурочное учащихся ученика планирование
Чрезвычайно важным здесь является характер взаимодействия учителя и учащихся на каждом этапе обучения, включение механизмов сотворчества, в которые входит совместная постановка целей обучения, планирование деятельности и анализ ее результатов с учетом степени включения каждого ученика в процессы творческого самовыражения. Чтобы сделать эти процессы реально осуществимыми, необходимо тщательно продумывать не только процессы организации деятельности, но и постановки целей и рефлексии ее достижения. Рефлексия деятельности по достижению детьми их целей создает в них уверенность в возможности получения определенных результатов. В то же время обнаруживаются цели, которые ребенок не может достичь. В этом случае они стараются соизмерять следующие свои цели с реальными сроками и возможностями. Как отмечает А.В. Хуторской: «Важно дать ученику рефлексивную возможность самому прийти к необходимости соизмеримости его целей и результатов» [40, с. 292]. Работа над целеполаганием предполагает включение в нее учащихся на различных уровнях: 1 уровень. Преобладание у учеников формальных целей, связанных с получением хорошей отметки, похвалы со стороны учителя или родителей, запоминанием конкретного материала и т.д. 2 уровень. Постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета. 3 уровень. Наличие творческих целей, предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета. Продвижение учащихся в процессах целеполагания от формальных к творческим целям выводит их на более высокие уровни творческого самовыражения. «Во время подготовки и защиты долгосрочных творческих работ, выполненных на основе своих перспективных целей, учащиеся имеют возможность увеличивать диапазон и емкость подлежащих рефлексии деятельностей, что ведет к расширению их осознаваемого образовательного пространства, «вселению» в изучаемую образовательную область» [40, с. 293]. С точки зрения задач творческого самовыражения в большей степени актуально, безусловно, наличие творческих целей ученика при изучении учебного предмета, однако формальные и смысловые цели нужно рассматривать как необходимые звенья в обучении учащихся процессам целеполагания. С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда начинать нужно с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В качестве открытого вопроса А.В. Хуторской предлагает уже в младшем школьном возрасте предложить ребенку, например, такой вопрос: «Что для меня самое главное?». Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Например, на первых же уроках химии в 8-ом классе учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем нужно ее изучать. Эти вопросы обсуждаются в ходе урока, включаются в классное или домашнее сочинение: «Что я знаю о химии? Для чего мне изучать химию?». На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в материале курса химии. Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно-значимые цели ребенка. Однако, данная методика представляет определенные трудности для учителя в обработке полученных ответов. Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенных А.В. Хуторским, который выделяет следующие группы: Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета; Предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме; Креативные цели – составление сборника задач; сочинение трактата; конструирование модели; рисование картины; Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов; Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий []. Данную классификацию можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора. Список целей может выглядеть так []: 1. Изучить материал учебника. 2. Усвоить основные понятия и законы темы. 3. Подготовить доклад по одной из проблем (указать). 4. Качественно подготовиться к зачету (контрольной, экзамену). 5. Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме. 6.Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений. 7. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить). 8. Научиться выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами. 9. Проявить и развить свои способности (назвать их). 10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты. 11. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы. 12. Получить хорошую отметку на зачете. 13. Научится решать задачи и проблемы по теме. 14. Свой вариант цели. Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности учащегося: - цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика обучении; - цели № 3, 5, 8 – креативные наклонности; - цели № 2, 7, 13 – когнитивные мотивы; - цели № 6, 10 – методологические приоритеты деятельности; - цели № 9, 14 – самоорганизация. Таким образом, целеполагание ученика возможно по отношению к образовательным областям и по отношению к образовательным технологиям. То есть образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов []. При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели и задачи совместной с учащимися деятельности при изучении данного предмета, цели, раздела и т.д., составляет собственную таксономию целей. Таксономия целей (от греч. тaxis – расположенные по порядку и nomos – закон) - систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным областям или конкретному учебному курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса В ходе изучения предмета учитель постоянно обращается к смыслам учеников, используя их как ориентиры при анализе полученных результатов обучения. Но, естественно, для педагога иерархия целей будет включать и другие ориентиры, такие как государственный образовательный стандарт, учебный план образовательного учреждения, учебные программы по преподаваемой дисциплине. Алгоритм процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги: - формулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта; - конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения; - определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.; - планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи_ каждого этапа. Классификация целей, на которую можно опираться педагогу в процессе целеполагания, представлена на схеме ….
Схема …
|