Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологическая карта системы занятий по теме
Этапом, завершающим прогностическую работу учителя по проектированию образовательного процесса при изучении конкретного предмета, является разработка плана урока и его оформление. Для чего можно воспользоваться следующим алгоритмом. Алгоритм планирования творческого урока 1. Планирование серии занятий по одной теме (разделу). Положите перед собой столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Распределите сначала главное, что на каком уроке будет изучаться, что труднее, что легче: в зависимости от этого, найдите формы работы, их сочетание. 2. Актуализация творческого потенциала в сознании учителя. Припомнить особенности учеников, класса. Вжиться в состояние учеников, мысленно ощутить их действия по отношению к теме. 3. Выработка личностного отношения учителя к проблематике урока. Познакомится с учебниками, пособиями, книгами, методическими материалами по теме. Отыскать проблемы, которые интересны самому учителю. Найти и зафиксировать хотя бы две противоположные точки зрения специалистов на проблему. 4. Определение смысла урока. Важно учесть, что смысл урока в сознании разных учеников может быть различным. 5. Разработка идеи урока. Идея обуславливается типом продукта и предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий. 6. Отбор материала, средств, методов и форм продуктивной деятельности учеников. 7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подобрать культурно-исторические аналоги. 8. Формулировка целей урока. 9. Разработка структуры урока. Можно разработать один или несколько вариантов. Одно из требований – смена контрастных видов деятельности при сохранении образовательной доминанты. 10. Написание конспекта (плана) урока. Структураплана урока 1. Тема урока, класс. 2. Тип урока. 3. Цели урока. 4. Оборудование и материалы к уроку. 5. Фундаментальные образовательные объекты. 6. Главная проблема урока. 7. Этапы урока по минутам. 8. Задания ученикам и варианты их выполнения. 9. Культурно-исторические аналоги (если есть). 10. Рисунки, схемы и т.д. 11. Задания ученикам по рефлексии их деятельности. 12. Формы контроля и оценки результатов урока. 13. Задания на дом. 14. Список используемой литературы. 15. Итоги обсуждения проведенного урока или самоанализ.
Несомненную роль в методическом обеспечении продуктивного обучения играет технология модульного обучения. Так при разработке образовательной программы можно воспользоваться алгоритмом модульной программы, которая отвечает всем требованиям технологичности и позволяет проектировать образовательную деятельность учащихся с точки зрения продуктивности и личностной направленности, поскольку цель модульного обучения создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Центральным понятием технологии модульного обучения является понятие «модуль» (от лат. modulus - мера). Под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. По содержанию модуль – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учеником занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень подготовки студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни обучения, обозначены навыки и умения. В модуле все запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения. Отобранный перечень основных понятий, навыков, умений по каждому модулю необходимо довести до сведения учащихся. Суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых осуществляется укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение учениками полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения. Отдельные модули входят в состав модульной программы, под которой понимается дидактическая конструкция, состоящая из модулей, каждый из которых имеет вполне определенные дидактические цели, достижение целей обеспечивается конкретной дозой содержания учебного материала, усвоение дидактического материала диагностируется контрольными заданиями. Система модульного обучения, как и любая другая дидактическая система, предполагает проектирование содержания обучения в соответствие с поставленными целями, которые могут подразделяться на комплексную дидактическую цель КДЦ, интегрирующие дидактические цели ИДЦ, частные дидактические цели ЧДЦ. Данная структура показана на рисунке …
Тогда модульную программу можно представить в виде следующей схемы.
|