![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритм создания благоприятного психологического климата
1. Установление личных контактов, основанных на философской идее Диалога. Причем, Диалог, как «проникновение в личность Другого и через него в себя», должен пронизывать не только отношения учитель – ученик, но и способствовать установлению диалогичных отношений между учениками. При этом первыми шагами к контакту будет обращение к каждому ученику по имени, проявление интереса к поступкам и мыслям ребенка, выражение надежды на успешность работы, демонстрация симпатии и расположенности. 2. Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы, основанное на безусловном принятии ребенка. Оценочной доминантой педагога во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников. 3. Этическое благородное поведение, основанное на эмпатии, бескорыстной помощи и радости за другого, посредством чего в группу привносятся отношения взаимопомощи, взаимовыручки, сопереживания за товарища. 4. Предупреждение возможных неудач в процессе и в результате работы, направленное на снятие страха предстоящей деятельности и переключение внимания детей на наиболее важные и значимые этапы организуемого дела. Данная операция основывается на таких качествах, как конгруэнтность, искренность значимых человеку людей, означающих, что учитель и ученики должны быть целостны в своих чувствах, их восприятии и высказывании о них. При этом учитель должен владеть технологиями создания, как ситуаций успеха, так и ситуаций неуспеха для детей, которые не используют в полной мере свои способности. 5. Привнесение элементов новизны за счет использования разнообразных средств, составления открытых заданий, интересных не только ученикам, но и самому учителю. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и к людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка. 6. Включение самого учителя в процессы творческого самовыражения, в сотворчество с учениками, основанное на безусловном принятии себя, что будет являться личным примером и наилучшим образом «катализировать» процессы творческого самовыражения детей. Данный алгоритм, на наш взгляд, может являться ориентиром при организации педагогического взаимодействия, но, в конечном счете, все зависит от личностей, вступающих в контакт и от конкретной ситуации. Таким образом, создание благоприятного климата является важным и необходимым звеном, обеспечивающим решение всех остальных задач в организации продуктивного обучения, направленного на творческое самовыражение участников. Коммуникативные взаимодействия, основанные на идеях Диалога, не являются просто дополнительным звеном и ни в коей мере не отождествляются с чем-то второстепенным. Напротив, данный компонент является необходимым комплектующим, то есть составляющим, придающим целостность всей системе продуктивного обучения, поскольку он является включенным во все другие компоненты.
|