![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности коммуникативных взаимодействий или какими должны быть условия продуктивного обучения?
Эффективность продуктивного обучения будет зависеть от общего психологического фона, эмоционального настроя участников образовательного процесса, характера их взаимоотношений. В связи с чем, необходимо остановиться на особенностях педагогического взаимодействия, обеспечивающих создание условий безопасного поддерживающего окружения как для учеников, так и для учителей, которые можно рассматривать, как системообразующий фактор. В вопросе о коммуникативной составляющей продуктивного обучения как условия творческого самовыражения важным является то, что творческое самовыражение – это, прежде всего, самопознание и «самооткровение самому себе» в контексте культуры, с одной стороны, с другой стороны, оно возможно только в диалогическом общении, не отвергающем чьих-либо позиций. Поскольку, все образовательные взаимодействия есть взаимодействия личностей, постоянно оказывающих влияние друг на друга, формируя свои идеалы и поведение, дети ориентируются и выбирают себе значимых других среди всего множества взаимодействующих с ними людей: старших и младших, родителей, товарищей, педагогов. Создание психологического климата, способствующего личностному росту всех участников образовательных взаимодействий – важнейшая задача организаторов и руководителей любого образовательного учреждения. Очевидно, что никакие политические реформы не помогут решить эту проблему, пока система образования не воспитает человека, способного жить и творить, руководствуясь идеями Диалога. Воспитать же такого человека возможно лишь в атмосфере творчества, а точнее со-творчества. Только в процессе совместного творчества можно достигнуть вершин «глубинного общения», когда каждое слово учителя становится значимым для ученика, а ученик для учителя является не объектом воздействия, а равноправным партнером. Сохраняя равноправные отношения с учеником, роль учителя, безусловно, должна быть направляющей, помогающей найти действительно правильный путь в творчестве, поскольку «…только в гармонии с высокими, абсолютными ценностями человеческая креативность сохраняет «знак плюс», а в дисгармонии с ними меняет его на противоположный» [17, c. 291]. Творческая атмосфера связана с созданием для ребенка ситуации успеха. Условия создания такой атмосферы хорошо описаны у К.Роджерса и относятся к условиям самоактуализации. Важнейшими из них являются следующие. - Безусловное принятие ребенка, которое не означает отсутствия дисциплины, ограничений или недопустимости отрицательного отношения к его поступку. Однако, они должны строиться так, чтобы ребенок не сомневался в уважении к нему. Свое неудовольствие и отрицательное переживание можно высказать, но не в виде отрицательной оценки личности, а в виде субъективного переживания «здесь- и –теперь» события. - Безусловное принятие себя. Это означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны, и ни одно из них не является более стоящим, чем другое. Если человек не принимает себя, а ценит только те свои достоинства, которые получили одобрение у других, в этом случае он испытывает тревогу, его психическое здоровье ухудшается. - Конгруэнтность, искренность значимых человеку людей. То есть, они должны быть едины и целостны в своих чувствах, их восприятии и высказываниях о них. - Эмпатическое понимание, которое включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции [140, с.15]. В системе взглядов на обучение К.Роджерса работа учителя должна строиться таким образом, чтобы соблюдать данные условия. Учитель не формирует человека, а помогает ему найти в себе то положительное, что уже есть, но где-то спрятано. Если учитель без всяких условий тепло относится к ученику, радуется его успехам, это сводит до минимума беспокойство и страхи ученика, его защитные реакции и обеспечивает развитие и самоактуализацию его личности. Безусловно принимая ученика, учитель создает в классе особый психологический климат принятия каждого каждым. Он разделяет мысли и чувства группы, не навязывая своих, но не закрывается маской, открыто говорит о своих чувствах и мыслях, то есть является самим собой. В вопросах организации продуктивного взаимодействия в образовательном процессе, создания благоприятного психологического климата несомненный интерес также представляют педагогические работы В.Ю.Питюкова [131], В.А.Сластенина [153, 154], Е.Л. Федотовой [174]. Система взаимодействий в рамках осуществления образовательного процесса, на основе идеи продуктивности, не ограничивается отношениями типа «учитель – ученик», она значительно шире и включает в себя отношения типа «ученик – ученик», «учитель – родитель», которые дополняют основное педагогическое взаимодействие и, в свою очередь, обусловлены им. Перечисленные выше условия нельзя относить только к построению взаимоотношений между учителем и учеником. Не менее важная задача учителя, создать соответствующие отношения и между детьми. Кроме того, в условиях школы данные отношения расширяются в направлении коллективных взаимодействий и углубляются в сторону взаимодействия внутри личности, между разными сторонами собственного «Я». Таким образом, система взаимодействий, обеспечивающая продуктивный образовательный процесс и творческое самовыражение его участников, реализуется через осуществление различных типов отношений, которые можно обозначить с помощью схемы (схема 4).
Схема 4 Типы взаимодействий в СУТС
|