Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №8.
История развития и основные понятия гендерной психологии Гендерная психология - область психологической науки. Недостаток гендерных исследований в том, что они носят описательный характер, нет четкой теоретической базы (концепции), четкой интерпретации результатов. Интерпретация во многом зависит от пола исследователя. Термин «гендер» - появился сравнительно недавно в 1975 году. Понятие «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. В истории развития гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов, гендерной психологии (конец XIX начало XX века); 3) «фрейдовский период» связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (нач. XX-1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980 гг); 5) буйное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических тендерных методик (с 1990-х г. по наст, время). 1этап. Говоря об античном периоде тендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Платон ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения (предлагал ограничить рождаемость), подошел к идее равноправия полов. Аристотель - идеи: ограничение народонаселения, запрет иметь детей мужчине до 37, женщине до 18 лет, умерщвление больных детей; взаимоотношения мужа и жены должны быть отношениями рабы и господина, «антифеминизм». Ж.-Ж. Руссо высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (тендерные стереотипы), равенство заключается в их сходстве как биологических существ, представителей человеческого рода Женщина имеет право получить образование, оба пола имеют право выбирать будущего супруга. 2этап. (к. XIX - н. XX) - период формирования предмета естественнонаучных основ гендерной психологии. Появление на Западе движения феминизма (возникло во Франции), привлечение внимания к положению женщин в обществе, направление борьбы - предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, на получение образования. Начались экспериментальные исследования, в частности в результате многочисленных экспериментов было выявлено, что интеллектуальное подобие между женщинами и мужчинами намного превосходит различие, однако движение за равноправие полов сыграло здесь негативную роль. Как только обнаруживались факты, свидетельствующие о специфических особенностях мальчиков и девочек, они тут же вызывали нездоровую реакцию в обществе. В результате чего в США те тесте, которые оказались чувствительными к половым различиям, либо удалялись, либо их переделывали - вводили показатели, которые сглаживали различия. Голландский ученый Гейманс кн. «Психология женщины»: различия между мужчинами и женщинами носят статистический характер- в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям. Нужно изучать отдельно психологию мужчин и психологию женщин. Важную роль играет фактор пола исследователя. Главное отличие женщин от мужчин - их эмоциональность. 3этап - «психоаналитический» (н. XX в. - 1930-е г.). Начало этого этапа ознаменовалось деятельностью 3. Фрейда. Его работы: «Психология женщины», «Женственность» и др. Разработал представление о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях. Взгляды Фрейда оказались крайне дискуссионными. Критика: Шарлота Гилман назвала его взгляды возрождением фаллического культа. Карен Хорни отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что «зависть к пенису» играет критическую роль в развитии женщина, она возразила, что напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать. В дальнейшем отношения между психоанализом и психологией женщины развивались противоречиво. Основное положение - уникальность женской психологии. 4этап - (1960-1980-е г.) - начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Возобновление исследований связывают с активизацией феминизма, (причины перерыва в исследованиях - 2 этап). Глубокое исследование женского вопроса только женщинами. Мартина Хорнер - предложила простое объяснение малой успешности женщин по сравнению с мужчинами - отсутствие у женщин мотивации «боязнь успеха». Сара Бэм, ее концепция касалась существования трех типов людей с различной тендерной идентичностью: 1) с преобладанием феминных характеристик, 2) с преобладанием маскулинных характеристик и 3) андрогинных. Нэнси Ходоров, по ее мнению мать призвана подготовить мальчиков и девочек к их тендерным ролям в обществе, призывает отцов принимать равное участие в воспитании детей. 5этап (с 1990-х г. по настоящее время). Характеризуется бурным развитием тендерной психологии. Новы и всплеск экспериментальных исследований, поиск новых областей, в которых наиболее часто обнаруживаются половые различия (например, превосходство мужчин по зрительно-пространственным способностям), теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптирование известных методов и методик для изучения тендерной проблематики и создание специфических тендерных методик. В 2000 году в Стокгольме прошел очередной Всемирный конгресс психологов, на котором часто употреблялись такие термина как «гендер», «гендерные различия», но в широком смысле, включающем не только понятие социального пола, но и просто пола. Во многих странах на основе гендерных исследований изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом тендерного подхода. В многочисленных компаниях проводится политика равных возможностей для мужчин и женщин менеджеров. Последних обучают по специальным программам. Психологи и психотерапевты также реализуют тендерный подход. Таким образом, начато внедрение результатов тендерных исследований в практику.
|