Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 7.
Предмет, задачи, принципы психологии развития. Теоретическое и практическое значение. Предмет – закономерность психического развития в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий. В отечественной психологии возрастная психология изучает психологические особенности возраста. Психология развития – изучает закономерности развития вообще. Карабанова отмечает, что эти 2 термина можно рассматривать как синонимы. Задачи: выделяются теоретические и практические. Теоретические: 1) изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант развития, определение роли среды и наследственности, общения и Дея-ти; 2) построение периодизаций психического развития человека в онтогенезе (от рождения до завершения цикла); 3) определение соотношений процесса обучения и развития (обучение опережает развитие); 4) определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой возрастной стадии. Прикладные задачи: 1) контроль за ходом и динамикой психического развития человека, который предполагает при необходимости профилактику, коррекцию негативных нарушений (с какого времени школьного обучения, кто обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости, как пережить кризис середины жизни). Принципы: 1) единство биологического и социального развития – показывает, что человек, прежде всего, биологическое (природное) существо, получившее по наследству (генетически) от определенного вида и от родителей свою природную организацию: мозг, конституцию, нервную систему и др. Но рождаясь, ребенок попадает в социальную среду, которой в процессе жизни должен научиться соответствовать. Только в социальной среде мозг, нервная система, весь организм ребенка и его психика получают полноценное развитие: ребенок овладевает прямохождением, речью, мышлением, становиться личностью. Доказательством, что это так, являются дети – маугли, которые рано попав в среду диких животных этих качеств не имеют. 2) Принцип развития – определяет подходы к психическому отражению как изменению (движению, развитию), которому подвержена вся существующая в мире материя, все ее формы и «никакая ее частица не пребывает все вне изменения, вне развития». 3) Принцип детерминизма – отражает зависимость психики от условий, факторов, причин, обусловливающих психику человека как отражательную деятельность. 4) Принцип целостности и взаимосвязанности – указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность психических явлений, на целостность психики. Всякое отдельное в психике является частью целого, а поэтому обладает не только своими особенностями, но и особенностями (характеристиками) этого целого, интегративного образования. 5) Принцип единства психики и деятельности – психика человека появилась и развивается, совершенствуется в деятельности. Принцип состоит в том, что в ведущей деятельности происходит главнейшие изменения психики, появляются ее новообразования, отличающие предыдущий период от последующего.
|