Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №2.






Возрастные кризисы: понятие, виды, роль в психическом развитии.

В отечественной психологии возрастные кризисы понимаются и оцениваются как «переломные точки на кривой детского развития» (Эльконин Д.Б.), как переломные моменты, отделяющие один возраст от другого, предыдущего и последующего. Последний приводит к перестройке социальных отношений, когда ребенок, формируясь как личность, пытается установить новые и более совершенные формы отношений с миром, требующих разных форм и адаптации. Следовательно, в отечественной науке кризисы возрастов рассматриваются в целом как позитивное явление, обозначающее продвижение в социализации ребенка, динамику его возрастного развития.

Выготский в понимании кризиса выделяет 4 компонента прохождения кризиса (относительно кризиса детства):

1) наличие резких изменений за короткий промежуток времени;

2) неотчетливость границ кризиса;

3) конфликты с окружающими, моменты трудновоспитуемости детей и выпадение их из системы педагогического воздействия;

4) наличие разрушения в развитии (на первый план выдвигается процесс свертывания, вымирания, распада и разрушения того, что было на прошлой стадии);

Выделяют:

1) предкритическая – столкновение и противоречия между объектом и объектом. Чаще всего между человеком и средой.

2) критическая – данное обострение усиливается и достигает апогея.

3) Посткритическая – противоречия разрешаются через образование новой социальной ситуации развития.

В отечественной психологии выделяется 2 позиции определения кризисов:

1) признание критического возраста как необходимого компонента развития, в котором происходит особая психологическая работа, состоящая из 2-х противонаправленных, но единых преобразований: 1) возникновение новообразований; 2) возникновение новой социальной ситуации развития (Выготский, Эльконин);

Признание необходимости качественного преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и в одновременном переходе в новую систему отношений (Божович, Леонтьев – акцент делали на внешних условиях).

Творчески развивая учение Л.С. Выготского, его продолжатель и последователь – Д.Б. Эльконин – раскрыл содержательную сторону детских кризисов и разделил их по критериям происходящих у детей изменений в отношениях с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин выделил 2 группы кризисов: 1-ая группа представляет собою изменения отношений ребенка с миром, которая объясняется возникновением и развитием у него мотивационно-потребностной сферы. К этой группе автор отнес кризис новорожденности, 3 лет, 11-12 лет.

2-ая группа кризисов связана с изменением мировоззрения и ориентации в мире вещей, с организацией технической сферы личности. К этой группе Д.Б. Эльконин относит кризис 1 года, 7 лет, 15 лет.

В зарубежной (западной) психологии возрастной кризис трактовался только как сугубо негативное явление.

По мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни пережи­нает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, исход которых — благоприятный или неблагоприятный — определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис наступает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с при­учением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребен­ка и помогают ему контролировать естественные отправления, он по­мучает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ре­бенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует дошкольному возрасту, когда проис­ходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно стро­ит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. И наоборот, переживание повторных неудач, и постоянное подавление самостоятельности взрослыми могут при вести ребенка к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимое от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ро­лей, которые подросток играет или будет играть в эмоциональной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям и связан с по­иском близости с любимым человеком, с которым ему предстоит жиз­ненный цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта при­водит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельноcmu основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает жизнь в» страхе перед смертью и в отчая­нии от невозможности начать жизнь заново.

Э. Эриксон считал, что выделенные им нормативные кризисы соответствуют стадиям в развитии личности, которые проходят все люди, и то, как каждый из кризисов преодолевается, обусловливает дальней­шее развитие личности. Например, маленький ребенок оказывается между двумя крайностями — доверием и недоверием. От того, каким образом разрешается для ребенка это противоречие, т.е. удовлетворяются или нет его потребности человеком, который ухаживает за ним, зависит формирование у ребенка таких качеств, как доверие к окру­жающему миру или, наоборот, недоверие, восприятие окружающего мира как враждебного.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пунк­ты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся человек должен приходить к жизненно важному для него чувству соб­ственной состоятельности и его не должна удовлетворять безответ­ственная похвала или снисходительное одобрение. Эгоидентичность человека достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значи­мы для данной культуры.

Вопрос №3.

Проблема метода в психологии. Подходы к классификации методов.

Метод - это способ изучения предмета исследования. Проблема метода заключается в трудности выбора адекватного метода, соответствующего предмету, цели исследования (познания).

По Рубинштейну, это способ, при помощи которого познается предмет науки.

Метод опирается на основные закономерности предмета исследования. Метод определяет сущность направлений. Бихевиоризм - экспериментальный метод, психоанализ - анализ прошлого, гуманисты - философские методы, отечественная психология - экспериментальный.

Общая проблема метода заключается в соответствии предмету и цели исследования. Рене Декарт: куда лучше совсем не думать о постижении истины, чем пытаться делать это не имея метода. Выготский: не в одной науке конкретный результат не зависит от метода, как в психологии.

Ананьев - базовая работа «О проблемах современного человекознания» - все о методах. Методы в психологии - это системы операция с объектами. Выделяет 4 группы методов.

1. Организационные: сравнительный (сопоставление групп испытуемых с целью выявления сходных и различных особенностей, срезы), лонгитюдный (длительные многократные исследования), комплексный (к исследованию подключаются специалисты разного профиля). Направлены на организацию процесса исследования.

2. Эмпирические - прием данных:

- обсервационные (наблюдение и самонаблюдение);

- экспериментальные (лабораторный, естественный, полевой, формирующий, психолого-педагогический - обучающий эксперименты);

- психодиагностические (тесты (не-)стандартизованные, анкеты, проективные методики и т. д.;

- праксиметрические - анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиография, контент-анализ);

- моделирование (математическое, прогностическое);

биографические - качественный анализ фактов, дат жизненного пути (анамнез).

3. Обработки экспериментальных данных: количественные (расчет среднеарифметической, среднестатистической, составление диаграмм, таблиц, графиков) и качественные (анализ с точки зрения содержания полученного материала).

4. Интерпретации - синтез отдельных приемов, включает в себя генетические (фило-, онто-, социо-) и структурные (психография, типология, классификация).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал