Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные направления.






Вопрос №1.

Категория отражения в психологии. Особенности психического отражения. Структура и функции психики.

 

Категория отражения - метапсихологическая категория. Рассматривается в методологии наравне с категориями личности, деятельности, общения. Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Говоря об отражении следует подчеркнуть исторический смысл этого понятия - содержание понятие в истории развития науки менялось. Второе важное положение состоит в том, что в понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Эти уровни различны, они обнаруживают себя и в неживой природе, и в мире животных и у человека.

Отражение - это способность одного объекта меняться под воздействием другого; воспроизведение особенностей, свойств отражаемого объекта.

Стадии (уровни) отражения: механическое, физическое отражение, физиологическое, психическое = след, раздражимость, чувствительность, мышление, сознание - высшая форма отражения.

Леонтьев - проблема развития психики - переход от элементарных форм отражения к более сложным.

Сеченов – отражение есть чувственный знак, сколок действительности адекватный ее самой».

Ленин: «психика есть свойство особым образом высоорганизованной материи, которая выступает как особая форма отражения».

Научные направления.

Рубинштейн показал, что категория отражения включена во всю систему психологических проблем.

Теплов раскрыл в сфере теории отражения основные свойства ощущения и восприятия. Ананьев – концепция сенсорной организации психики.

В целом, психика – это субъективное отражение объективной реальности.

Бихевиоризм – поведение само по себе; субъективизм – реальность – субъективный мир не связан с физическим; психофизический параллелизм – Фехнер – психика – это феномен, сторона реальности не связанная с внешним миром.

Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях (у обезьян) психика животных достигает самых совершенных форм развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей стадии формируется самосознание человека.

Характеристики психического отражения:

- активность отражающего субъекта;

- единство субъективного и объективного (образ опосредуется состоянием, отношением человека + устойчивость действительности);

адекватность (благодаря этому осуществляется функция регуляции); опережающий характер (антиципация).

Механизм отражения. Для психического отражения характерна селекция информации, ее преобразование, дифференциация и интеграция, что позволяет не только фиксировать прошлое, но и предвидеть будущее. Отражение происходит с позиции интереса субъекта, оно пристрастно, субъективно, активно.

Ломов: отражение происходит с позиции интереса субъекта. Оно пристрастно, т.е. субъективно. Леонтьев: в развитой перцепции копируются движения и они замещаются свернутыми внутренними аналогами.

Классификации отражения.

По формам выделяют: моно-полимодальное отражение; чувственное - рациональное; конкретное - абстрактное.

По результатам: сенсорный образ, образ воображения, мнемический образ, понятие, знак.

Функции: произвольная регуляция, сознательное - несознательное поведение, ориентировка в среде, интегратор организма как целого.

Свойства отражения: субъективность (принадлежность к субъекту); целостность субъекта, предметность, целостность объекта, активность.

Несмотря на дискретность информации, образы целостны, так как целостен субъект.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность. Функции психики:

отражение воздействий окружающей действительности; регуляция поведения и деятельности;

- адаптация к окружающей среде.

Структура психики. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют 3 группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это течение психического явления, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы непрерывны. Вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, речь, внимание), эмоциональные (чувства, переживания), волевые.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Процессы взаимосвязаны, обеспечивают адекватное отражение действительности и осуществление различные видов деятельности.

Психические состояния - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, работы и т. д.

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Психические свойства синтезируются, образуют сложные структурные образования:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека -направленность);

2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности - характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер (система отношений и способов поведения).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал