![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №31.
Проблема личности в гуманистической и экзистенциальной психологии. Появление экзистенциального направления связывают с именем датского философа Серена Кьеркегора (1813 - 1855), провозгласившего понятие «экзистенция» (лат. existentia - существование) как глубинную сущность человеческого Я. Согласно С. Кьеркегору, экзистенция является фундаментом каждой конкретной человеческой личности, определяющим ее уникальность, неповторимость и отличие от остальных людей. Причем, с позиции С. Кьеркегора, экзистенция - это не определенная и изначально заданная человеку сущность, а наоборот - «открытая возможность»; человеческое существование предшествует человеческой сущности - человек не рождается человеком, а становится им. На дальнейшее становление экзистенциализма оказал сильное влияние немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) - основатель феноменологии, предметом которой является внутренний мир отдельных субъектов, рассматриваемый как неповторимый и уникальной результат самосозидания. Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Свобода - это главное, что отличает человек от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обрежет и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяева, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом - «Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы»; однако отказ человека от свободы - это также частный случай свободы. Согласно экзистенциализму, смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» биологического, животного начала, а «выбирает» самого себя, создает себя своими действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства. «Свобода есть не право, а обязанность» Окончательным результатом «экзистенциальной экспансии» в западноевропейскую психологию стало появление отдельного направления, получившего название экзистенциальная психология, которое с середины текущего столетия активно развивается и в Соединенных Штатах. Среди наиболее известных представителей экзистенциального течения в психологии, можно назвать Ролло Мэя (1909 - 1994), Виктора Франкла (1905 -1997), Джеймса Бюджентала (р. 1915). Экзистенциальная психология исходит из положения, что у каждого человека существуют фундаментальные проблемы, связанные с его личностной сущностью - экзистенциальные проблемы. Причем, выделяются четыре основных группы проблем, изучаемых данным направлением: 1) проблемы жизни и смерти; 2) проблемы поиска человеком смысла жизни и смерти; проблемы смысла и бессмысленности существования, деятельности; 3) проблемы свободы и ответственности, выбора и детерминизма; 4) проблемы общения и одиночества. Экзистенциалисты считают, что почти все жизненные сложности человека являются следствием нерешенных или же неправильно решаемых сущностных, экзистенциальных проблем. Что касается первых двух групп проблем, то представители данного подхода (в частности, В. Франкл) исходят из того, что основным побудительным механизмом личностного развития и человеческой деятельности является стремление человека к нахождению и реализации смысла собственной жизни. Отсутствие смысла жизни, невозможность его нахождения, бесцельность и пустота существования, приводят человека в состояние экзистенциального вакуума (экзистенциальной фрустрации, экзистенциального кризиса), который является причиной психических нарушений, девиантных и делинквентных проявлений и т. п. «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодня пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты - поэтому я говорю об экзистенциальном вакууме». В. Франкл, полагающий, что у каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия, разработал свою концепцию психотерапевтической помощи - логотерапию. Сущность логотерапии заключается в том, что человеку помогают обрести утраченные смыслы; при этом ему не раскрывают какой-либо «готовый» смысл, не навязывают свои представления о нем, а лишь оказывают содействие в самом процессе поиска, в то время как смысл обретается и реализуется исключительно самим человеком. «Смысл нельзя дать, его нужно найти». В отношении третьей группы проблем позиция экзистенциалистов следующая: человек является субъектом своего развития и свободен в выборе собственного жизненного пути. При этом экзистенциальная парадигма не отрицает значительного воздействия на становление личности социальных обстоятельств и, безусловно, признает влияние его биологической природы, в том числе и иррациональных бессознательных сил. Однако нельзя считать социальные или биологические детерминанты доминирующими или, более того, единственными факторами человеческого развития. Человек свободен сам детерминировать действующие на него социальные и природные силы; в то же время он свободен выбрать путь отказа от этой свободы и подчиниться влиянию внешних или бессознательных воздействий - такой путь ведет к потере индивидуальности, к конформизму, к деструктивному поведению. Таким образом, человек не только свободен осуществлять свой жизненный выбор, но и полностью ответственен за него. Свобода - это всегда ответственность за эту свободу. Если реализация свободы не сопряжена с ответственностью, то она может привести к произволу. В. Франкл считал целесообразным Статую Свободы на Восточном побережье Соединенных Штатов дополнить Статуей Ответственности на Западном побережье. Следующая группа проблем - проблемы общения и одиночества -также является ключевой для экзистенциального подхода. Человек изначально социален; аффилиация является имманентным его качеством. Люди стремятся к эмоциональным контактам, к любви, к дружбе и фрустрирование потребности в общении, порождающее чувство покинутости, одиночества, как и потеря смысла, может вызвать экзистенциальный кризис. В то же время практически каждый человек время от времени нуждается в одиночестве, как в особом экзистенциальном состоянии. Более того, одиночество зачастую является необходимым условием реализации творческого потенциала личности. Значительная (если не большая) часть великих произведений, вошедших в историю мировой науки и культуры, создано их творцами в одиночестве (трудно представить, что, к примеру, роман «Война и мир» мог бы быть результатом коллективного труда). Таким образом, фрустрация потребности в одиночестве несет не меньшую угрозу психической целостности личности, чем фрустрация потребности в общении. Недостатки: нестрогость понятийного аппарата, излишние моральные оценки, использование категории религии. Гуманистическая психология рассматривается как «третья сила», противопоставившая себя, с одной стороны, психоанализу с его отношением к человеку как слабому и нуждающемуся в помощи существу, а с другой стороны - бихевиоризму с его стремлением манипулировать человеком. Гуманистическая психология в лице Л.Маслоу (1997), К.Роджерса (1995) и других провозгласили отношение к человеку как к высшей ценности и отказались от манипулирования им. Они придерживались следующих принципов: 1) свободы - отказ от манипулирования человеком; 2) холизма (целостности) – человека нельзя делить на процессы, элементы. 3) Субъективности – главным источником информации о человеке является он сам. Кроме того, гуманисты провозгласилипринципы духовности (сознание человека не сводится к потребностям и защитам, личность - это больше, чем психика) и развития (личность всегда стремится к развитию, реализации своих возможностей). Гуманистические психологи рассматривают развитие личности как внутренний, активный процесс. Поэтому они говорят о становлении личности, «личностном росте». Внутренним механизмом этого процесса, по А.Маслоу, выступает самоактуализация, которая понималась им как способность и потребность стать в максимальной степени тем, чем возможно стать. Самоактуализация - это не результат, а процесс, в котором существует личность, ее путь к себе подлинной. Она требует огромного напряжения от самой личности: это выбор роста вопреки выбору страха (А.Маслоу). А.Маслоу провел исследование самоактуализирующихся личностей и обнаружили ряд общих особенностей, присущих им. спонтанность, креативность, нонконформизм и др. По его мнению, самоактуализирующиеся люди составляют 1% всего человечества и представляют собой образец развития личности. Особенности самоактуализирующихся людей: - более адекватное восприятие действительности; - конгруэнтность – согласованность опыта и переживаний; - способность к предельным переживаниям; - креативность и автономность; - критичное отношение к культуре, к которой принадлежат; - способность прислушиваться к своему внутреннему голосу. Помехи психологическому росту: 1) человеческие инстинкты, побуждающие к росту, скорее слабы, чем сильны; 2) сильное отрицательное влияние потребности в безопасности; 3) комплекс Ионы - люди сомневаются в своих способностях и боятся их; 4) развитие часто тормозится культурной средой; 5) многие люди проявляют сильную тенденцию продолжать действовать так, как действовали раньше. Содействие психологическому росту: поощрение свободы, познание и понимание себя, самоконтроль. Выделил 2 категории мотивов человека: дефицитарные (Д-мотивы) и мотивы роста (метапотребности). Д-мотивы заключают в себе физиологические требования и требования безопасности. Являются стойкими детерминантами поведения. Дефецитарная мотивация направлена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Метапотребости имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать личностный потенциал. Обогащают и расширяют жизненный опыт, увеличивают напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Метапотребности, также как и дефицитарные, являются инстинктивными и должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Особое внимание гуманисты уделяли условиям личностного роста. К.Роджерс (1995) сформулировал три таких условия. 1. Развитие личности ускоряется, если она взаимодействует «с искренними», без «масок и фасадов» людьми 2. Безусловное и безоценочное принятие другого человека. 3. Эмпатическое понимание, т.е. сопереживание другому человеку. Основной закон личностного роста, сформулированный гуманистами, утверждает: если имеются необходимые условии, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, изменения в направлении личностной зрелости. Они выделили критерии этого процесса: интропсихологические и интерпсихологические. К первым относят открытость личности своим переживаниям, самопониманпс. ответственную свободу и готовность к изменениям. Ко вторым принятие и понимание других, креативность и готовность к сотрудничеству. Таким образом, в гуманистической психологии основным фактором развития личности выступает не социальная среда, а активность самого человека. Социальная среда является лишь условием этого процесса. В последние годы гуманистическая психология подвергается критике. Ее упрекают в декларативном характере многих положений, резком противопоставлении себя другим подходам и игнорировании «темных» сторон личности.
|