Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №32.
Профессиография: принципы, методы, схемы. Профессиография – научное изучение профессии в психологии в ее психологической составляющей. Результатом является проффессиограмма. В самом общем виде проффесиограмма определяется как «описательно-техническая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Системная проффесиограмма, рассматривается как технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются проффесиограмма и психограмма (психограмма - понимается как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.) Типы профессиограмм (Е. М. Иванова): Информационные профессиограммы. (используются в профконсультации и в профориентационной работе для информации клиентов о тех профессиях, которые вызывают у них интерес). Ориентировочно-диагностические проф-граммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми эффективными - образцами -организации трудовой деятельности); Конструктивные проф-граммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала); Методические проф-граммы (направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста); Диагностические проф-граммы (подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров). А.К. Маркова анализирует и выделяет основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм. Комплексная проф-грамма - (по К.К. Платонову, Ю.В. Котелковой и др.), где учитываются широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических и т.д), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п. Аналитическая проф-грамма - (по Е. М. Ивановой), здесь рассматриваются обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. Психологически ориентированная проф-грамма - (по Е.И. Гарберу), где выделяются: 1. описание внешней картины труда, трудовое описание: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2. внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика). «Модульный подход» в проф-вании - (по В. Е. Гаврилову ) Основные требования к профессиограмме (А.К. Марков) · четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия чел) · не выделение отдельных компонентов и сторон труда, описание целостной профессиональной деятельности; · демонстрация возможных линий развития в данной профессии; · показ возможных перспектив изменения в самой профессии; · направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.) · выделение и описание различных не компенсируемых профессиональных психологических качеств, а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
|