![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №35.
Психофизическая проблема и подходы к ее решению в психологии. В науке давно дискутируется проблема связи между «мозгом» и «психикой». На изучение «физиологических основ» психики, или «физиологических механизмов» психики, направлены усилия представителей многих дисциплин: медицины, физиологии, психофизиологии, нейропсихологии и др. Это проблема, которая имеет методологический характер. В истории естествознания она получила название психофизической, а с конца XIX в. — психофизиологической проблемы. Она имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, таких как предмет психологии, проблема редукционизма в психологии и др. До сих пор нет окончательного и общепринятого решения психофизиологической проблемы. Суть этой проблемы: как соотносятся физиологические и психические процессы? На этот вопрос предлагалось два основных варианта решения. Первое получило название принципа психофизического взаимодействия. Оно было изложено еще у Р. Декарта. Он считал, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи — на душу. Второе - принцип психофизического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. На позициях психофизического параллелизма стояла психология сознания (В. Вундт), имевшая в качестве своего необходимого дополнения физиологическую психологию. Это была отрасль науки, занимавшаяся физиологическими процессами, которые сопровождают психические процессы, или сопутствуют им, но в которых психология не должна искать своих законов. Параллелистических решений существует несколько. Они различаются по некоторым утверждениям. Так, дуалистический параллелизм исходит из признания самостоятельной сущности духовного и материального начал. Монистический параллелизм видит в психических и физиологических процессах две стороны одного процесса. Главное же, что объединяет все эти решения — это утверждение, что психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. Трудности, на которые наталкиваются два основных решения психофизической проблемы: Теория взаимодействия оказывается несостоятельной, во-первых, по «энергетическим» соображениям: если психический процесс понимается как нематериальный, то данная теория вынуждена признать возникновение материи из ничего и превращение материи в ничто. Во-вторых, если за психическими процессами признать материальную природу, остается принципиальная невозможность проследить последовательный переход психического процесса в физиологический и наоборот. В связи с этими трудностями более приемлемым кажется паралелистическое решение в варианте монистическом. Оно исходит из представления о существовании единого материального процесса, который имеет две стороны: физиологическую и психическую. Эти стороны просто соответствуют друг другу. Однако в таком случае психика оказывается в роли эпифеномена: физиологический процесс от начала до конца идет сам по себе и не нуждается в участии психики. Сознание - пассивный созерцатель. Признание же полезной функции сознания (и психики вообще) возвращает к идее взаимодействия. + Теория механического тождества, согласно которой психические процессы отождествляются с физиологическими (мозг вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь). + Теория френологии (участки мозга соответствуют определенным функциям -«карты выростов и впадин мозга»).
|