Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №40.
Контроль знаний по психологии. Формы и виды. Способы организации. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль учителя, проверка усвоения учебного материала учащихся, организованная учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащихся). Методика организации контроля результатов учебной деятельности должна основываться не только на психологической теории, но и на педагогической, на опыте практической педагогики. В педагогической психологии контроль – учебное действие, входящее в основу учебной деятельности учащихся в качестве его составного элемента. Контроль – учебное действие, осуществляющееся не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой теории. Н.Ф.Талызина: контроль - механизм управления процессом усвоения знаний (коррекция усвоения). Т.о., как только видны отклонения в обратной связи, педагог, выявляя с помощью контроля характер этих отклонений, предпринимает меры для коррекции процесса учебной деятельности. Так, обратная связь выступает как канал контроля, по которому педагог получает сведения о ходе учебного процесса, и влияет на него сразу же, не дожидаясь окончания учебного процесса. Контроль позволяет проверить качество учебной деятельности по ЗУНам (знания, умения, навыки). Виды контроля: 1. Предварительный (входной) – диагностика исходного уровня знаний, это предпосылка для индивидуального планирования учебного процесса (тестовый контроль). 2. Текущий – выявление качества усвоения, установление пробелов в знаниях учащихся, тесты, контрольная дискуссия, фронтальный опрос, круглые столы, письменные. 3. Рубежный (тематический, периодический) – контроль качества усвоения текущих разделов, позволяет проверить прочность знаний (коллоквиум). 4. Итоговый (выходной) – чтобы установить действительное содержание знаний по критериям объема, качества, глубины и умения использовать знания в практической деятельности (семестровые, годовые экзамены, выпускные государственные экзамены и дипломные работы). Функции контроля: 1) обучающая – контроль стимулирует познавательную активность учащихся, 2) развивающая – развивает внимание, память, волю, 3) повторяющая – обеспечивает условия для закрепления материала, 4) обобщающая – позволяет расширить знания, объединить их, 5) контролирующая – для учета качества знаний и пробелов в знаниях, 6) управляющая – контроль как система управления учебным процессом, 7 ) воспитательная – контроль является стимулом для достижения определенных успехов (при оглашении результатов эта функция усиливается). Требования к контролю: 1. Планомерность (соответствие контроля ходу учебного процесса, должен отражать структуру учебного процесса), 2. Систематичность, 3. Объективность – научная обоснованность оценки знаний, 4. Экономичность – должен занимать мало времени, 5. Обозрительность – гласность результатов контроля. Методы контроля: 1. Устный (опрос, беседа), 2. Письменный (контрольные, рефераты,), 3. Практический (контроль практического опыта учащихся).
|