![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №41.
Изучение характера в отечественной и зарубежной психологии Характер традиционно рассматривается как совокупность индивидуально-психологических особенностей, складывающихся в деятельности и общении и определяющих типичные способы поведения. Характер - свойство индивидуальности и свойство личности. Характер вторичен по отношению к деятельности и общению (он следствие) в отличие от темперамента, который проявляется в деятельности и общении и является свойством индивида. Характер не основывается на темпераменте. Асмолов выделяет динамический и клинический подход в изучении характера. Динамический подход связан с Рубинштейном, Мясищевым, Ковалевым, Ананьевым. С их точки зрения, характер - пластичное образование, которое создается как фиксация отношения в виде определенных черт. Характер - не одно свойство, а совокупность свойств. Наиболее ярко этот подход отразился у Рубинштейна. Характер первоначально проявляется в динамической, лабильной форме в виде мотивов, побуждений человека. Но не каждый мотив становится чертой характера. Для того, чтобы побуждение стало чертой характера, побуждение должно обобщиться, генерализоваться и распространиться на сходные ситуации. Характер - совокупность обобщенных, генерализованных побуждений человека. Продолжение подход нашел у Асмолова. Характер - инструментальное свойство индивидуальности, которое зависит и подчиняется продуктивным свойствам (мотивации, самосознанию, ценностям). Характер - готовность поступать так или иначе в соответствии со своими ценностями, мотивами, представлениями о самом себе. Определяет тактику поведения, наиболее типичные способы поведения. Характер - фиксированная форма смыслового опыта личности, проявляется в типичных для данной личности формах поведения. Единица анализа характера - смысловая установка, которая отличается рядом особенностей: - одновременно и стабильна и динамична; - несет в себе эскиз будущего; - реализуются в позно-тонической активности (позы, пантомимика). Клинический подход - возник в психиатрии (работы Ганнушкина - нарушения в развитии характера). Личко - акцентуации характера. Характер существует в Зх формах: - патология (грубые изменения, необратимые, имеют полифакторную природу -врожденные предпосылки, социальные предпосылки, травмы). Признаки: тотальность (нарушения во всех сферах активности человека), устойчивость (носит длительный и необратимый характер), социальная дезадаптация. - акцентуация - крайний вариант нормы. Распространены в подростковом возрасте, но встречается в детстве и в пожилом возрасте. Личко выделяет акцентуации:... Развитие акцентуации связано с социальным окружением ребенка. В чистом виде существуют редко. Чаще - смешанные (сочетаются разные черты) или амальганные (возникают на основе имеющейся акцентуации). - норма. Главный критерий, при всем индивидуальном своеобразии, -способность к социальной адаптации, гибкость, пластичность характера, способность менять характер на основе активности человека. Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамическое своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психической энергией, обусловленной сексуальным инстинктом. Им выделено два основных типа характера: догенитальный и генеральный. Догенитальный характер определяет особенности человека, не достигшего сексуальной зрелости, и имеет множество вариаций, обусловленных стадиями психосексуального развития человека: оральной, анальной, уретральной и фаллической. Оральный характер проявляется в пассивности, зависимости, в стремлении получить помощь, заботу от других. Анальный характер отражает такие особенности человека как, бережливость, скупость, стяжательство, с одной стороны, и, открытость, общительность - с другой. Уретральный характер отличается честолюбием, стремлением к соперничеству, лидерству. Фаллический характер заключается в таких свойствах человека, как мужественность, инициативность, решительность. Генитальный характер присущ человеку сексуально зрелому, способному адаптироваться в обществе. Он проявляется в эмоциональной стабильности, понимании других, ответственности. Неофрейдисты Э. Фромм и К. Хорни видели основу формирования характера не в особенностях либидо, а в специфических отношениях человека с миром. Э. Фромм различает плодотворную и неплодотворную ориентации характера. Плодотворный тип характера присущ человеку разумному, способному созидать и любить. Другими словами, плодотворный характер проявляется в стремлении человека реализовать себя как личность, т. е. «быть». Неплодотворный тип формируется в результате нарушений в отношениях человека с другими людьми и с миром в целом, т. е. в желании «иметь» или «вещном» отношении к себе и другим. Э. Фромм создал типологию неплодотворной ориентации характера, выделив эксплуататорский (использующий других людей), рыночный (обменивающий), деструктивный (разрушительный), рецептивный (берущий), стяжательский, садистский, мазохистский, отстраненный. С его точки зрения, человек может измениться, если понимает, что причиной его проблем или несчастий является характер. Для его изменения необходимо изменить установку по отношению к жизни с «иметь» на «быть». Представленные взгляды психологов на проблему характера отражают подход к его изучению, называемый динамическим, согласно которому характер человека рассматривается как пластичное свойство, изменяющееся в процессе жизни.
|