![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №50.
Психодиагностика: общая характеристика, принципы, сфера применения. Психодиагностика - раздел психологического знания, оформившийся на стыке фундаментальных отраслей науки с практическими запросами жизни. Это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознаваня индивидуальных психологических особенностей человека. Существует понимание психодиагностики как науки, занимающейся проблемами разработки и постановки психологического диагноза. Психологический диагноз - это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Термин ввел Роршах в 1921 г. Различают три уровня психологического диагноза (по Выготскому): 1) эмпирический (симптоматический) - ограничивается констатацией определенных особенностей (симптомов), на основании которых строятся практические выводы. Не является собственно научным, т. к. не приводит к прогнозу и разработке рекомендаций. 2) этиологический - учитывает не только наличие особенностей, но и причины их возникновения. 3) типологический - предполагает определение места и значения полученных данных для целостной диагностической картины (системное выделение психологических феноменов). Точный психологический диагноз позволят прогнозировать поведение человека на достаточно протяженном отрезке его жизни - в этом ценность прогноза на основе психодиагностики. Психологический диагноз означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Психологический диагноз, таким образом, имеет развернутый и комплексный характер. Под его структурированностью понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Психодиагностика тесто связана с такими областями психологического знания, как: общая психология, социальная, дифференциальная; а также с психологией труда, спорта, консультативной, возрастной и другими. А также с педагогикой, медициной, юриспруденцией. Теоретическая психодиагностика - как научная дисциплина, изучающая особенности и механизмы процесса исследования; практическая - сама процедура исследования индивидуально-психологических качеств. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков каких-либо особенностей к констатации их наличия, выраженности. Практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования, учитывать их при сопоставлении с нормой. Практическая психодиагностика предполагает учет мотивации клиента, а также знание способов ее поддерживания. Необходимо оценивать состояние клиента, знать навыки общения, уметь сообщать клиенту информацию. Теоретическая психодиагностика обуславливается тремя областями психологического знания: - предметная область, изучающая данные явления; - психометрика (наука об измерении индивидуальных различий диагностических переменных); - практика использования психологического знания. Сферы применения психодиагностики: профотбор, расстановка кадров, профориентация, прогнозирование социального поведения, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психолого-психиатрическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменений среды, процессов адаптации к ним. Различение практического обследования и научного исследования. Обследование -это применение готового, уже разработанного теста. Его результат - сведения о психических свойствах конкретного испытуемого. Исследование - это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. Среди основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психодиагноста, в первую очередь можно выделить: - благополучие обследуемого индивида; - ответственность, в основе которой объективность, честность; - моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества; - корректность и сдержанность в публичных заявлениях; - конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; - отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информирование его о цели обследования и о последующем характере использования результатов; - неразглашение результатов обследования; - меры предосторожности в обследованиях; - инерпретация диагностических результатов. Принципы: 1) научности – необходимо придерживаться какой-либо научной теории. Интерпретация должна опираться на теорию. 2) Единство сознания и деятельности – в Дея-ти отражается сознание, а сознание отражается в Дея-ти. 3) Развития – исходит из принципа историзма. В ходе своего существования человек развивается, совершенствуется. а) на уровне индивидуального сознания; б) изменение на уровне развития орг-ма; в) изменение социальных ситуаций, в которых находится испытуемый. 4) Объективности – стандартизированные методы (исследование качеств и их распределение в генеральной совокупности) и определение социально-психологического норматива (показатель, отражающий выражение). 5) Непротиворечивость – результаты не должны противоречить друг другу. 6) Системность – в процессе исследования должны учитываться индивидуальные особенности человека, физическое состояние, социально-психологический статус.
|