![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 52.
Нарушения психической деятельности: причины, особенности, проявления. Существует разделение причин в специальной психологии. Выделяют эндогенные и экзогенные, наследственные факторы. Много наследственных синдромов. Многие современные исследователи (Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Е.А.Стребелева, Ю.А. Разенкова) выделяют как одну из важнейших причин возникновения различных отклонений в развитии) психическую депривацию - состояние, возникающее в результате того, что ребенку длительное время не предоставляется возможность удовлетворения в достаточной мере ряда его основных психосоциальных потребностей. Дизонтогенез психики - стойкое нарушение темпа взаимосвязанных морфофункциональных и психологических изменений в процессе становления личности или/и характера их последовательности [12]. Проще говоря, дизонтогенетическое развитие - это неправильное развитие, чаще всего характеризующееся ретардацией (отставанием в становлении разных психических функций), иногда их асинхронией (что-то отстает, а что-то развивается ускоренно). Общим для всех видов психического дизонтогенеза является нарушение важнейших функциональных систем психики: активации, эмоционального реагирования, приема, переработки и хранения информации и т.д. и метасистем, специфичных только для человеческой психики - речевой репрезентации и произвольной регуляции. В.В.Лебединский выделил четыре основных психологических параметра дизонтогенеза. Первый связан с функциональной локализацией нарушения. Частные нарушения касаются отдельных психических функций, общие - регуляторных систем психики, как корковой, так и подкорковой. Они могут носить характер недоразвития или повреждения. Второй параметр связан со временем повреждения. Чем раньше оно происходит, тем вероятнее явления недоразвития. В становлении психики существуют свои сензитивные (чувствительные) периоды. К ним относятся младенчество и ранний, а также подростковый возраст. В это время возрастает возможность появления психических нарушений. 'Третий параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичными дефектами. Первичный дефект связан непосредственно с мозговым (или анализаторным) повреждением. Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Это могут быть как специфические (у детей с нарушениями слуха недостаточно понимание речи окружающих), так и неспецифические нарушения (явления задержки психического развития появляются при выраженной патологии любой сферы - сенсорной, двигатель ной, речевой). Направление вторичного недоразвития идет или «снизу вверх» - когда недоразвитие или повреждение элементарных функций не дает возможности правильного формирования и интеграции ВПФ или «сверху вниз», когда недостаточно развиваются высшие психические функции (например, при недоразвитии или поврежденном развитии), и не дают продвигаться в развитии элементарным, базовым. В норме развитие ВПФ стимулирует перестройку элементарных функций. Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация - комплекс условий, препятствующих удовлетворению психологических потребностей ребенка. Последний параметр дизонтогенеза касается межфункциональных связей. Интеграция функций предполагает их теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость. Ведущая психическая функция направляет процесс познания. При дизонтогенезе этот процесс нарушается, некоторые функции могут оставаться изолированными и останавливаться в своем развитии, вместо иерархических преобладают так называемые ассоциативные связи. В.В.Лебединским предложена классификация типов дизонтогенеза, которая принята в настоящее время в отечественной специальной психологии. Ее модификацию предложили М.М. и Н.Я.Семаго. Первая группа включает отклонения по типу отставания в созревании ВПФ - недоразвитие, задержка психического развития. Вторую группу составляют отклонения по типу повреждения ВПФ — повреждённое развитие (деменция) и дефицитарное развитие (тяжёлые нарушения анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата, речи). Третья группа представляет собой отклонения по типу асинхронии - искажённое развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии). Реальное нарушение развития у ребёнка обычно проявляется как преобладание какого-либо одного вида психического дизонтогенеза в сочетании с чертами, присущими другим его вариантам
|