Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 52.






Нарушения психической деятельности: причины, особенности, проявления.

Существует разделение причин в специальной психологии. Выделяют эндогенные и экзогенные, наследственные факторы. Много наследственных синдромов.

Многие современные иссле­дователи (Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Е.А.Стребелева, Ю.А. Разенкова) выделяют как одну из важнейших причин возникновения различных откло­нений в развитии) психическую депривацию - состояние, возникающее в результате того, что ребенку длительное время не предоставляется воз­можность удовлетворения в достаточной мере ряда его основных психо­социальных потребностей.

Дизонтогенез психики - стойкое нарушение темпа взаимосвязанных морфофункциональных и психологических изменений в процессе становления личности или/и ха­рактера их последовательности [12]. Проще говоря, дизонтогенетическое развитие - это неправильное развитие, чаще всего характеризующееся ре­тардацией (отставанием в становлении разных психических функций), ино­гда их асинхронией (что-то отстает, а что-то развивается ускоренно).

Общим для всех видов психического дизонтогенеза является нарушение важнейших функциональных систем психики: активации, эмоционального реагирования, приема, переработки и хранения информации и т.д. и метаси­стем, специфичных только для человеческой психики - речевой репрезента­ции и произвольной регуляции.

В.В.Лебединский выделил четыре основных психологических парамет­ра дизонтогенеза. Первый связан с функциональной локализацией нару­шения. Частные нарушения касаются отдельных психических функций, общие - регуляторных систем психики, как корко­вой, так и подкорковой. Они могут носить характер недоразвития или по­вреждения.

Второй параметр связан со временем повреждения. Чем раньше оно происходит, тем вероятнее явления недоразвития. В становлении психики существуют свои сензитивные (чувствительные) периоды. К ним относятся младенчество и ранний, а также подростковый возраст. В это время возрас­тает возможность появления психических нарушений.

'Третий параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичными дефектами. Первичный дефект связан непосредственно с мозговым (или анализаторным) повреждением. Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Это могут быть как специфические (у детей с нарушениями слуха недостаточно понимание речи окружающих), так и неспецифические нарушения (явления задержки психического развития по­являются при выраженной патологии любой сферы - сенсорной, двигатель ной, речевой). Направление вторичного недоразвития идет или «снизу вверх» - когда недоразвитие или повреждение элементарных функций не дает возможности правильного формирования и интеграции ВПФ или «сверху вниз», когда недостаточно развиваются высшие психические функции (например, при недоразвитии или поврежденном развитии), и не дают продвигаться в развитии элементарным, базовым. В норме развитие ВПФ стимулирует перестройку элементарных функций.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация - комплекс условий, препятствующих удовлетворению психологических потребностей ребенка.

Последний параметр дизонтогенеза касается межфункциональных связей. Интеграция функций предполагает их теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость. Ведущая психическая функция направляет процесс познания. При дизонтогенезе этот процесс нарушается, некоторые функции могут оставаться изолированными и останавливаться в своем развитии, вме­сто иерархических преобладают так называемые ассоциативные связи.

В.В.Лебединским предложена классификация типов дизонтогенеза, ко­торая принята в настоящее время в отечественной специальной психологии. Ее модификацию предложили М.М. и Н.Я.Семаго. Первая группа вклю­чает отклонения по типу отставания в созревании ВПФ - недоразвитие, за­держка психического развития. Вторую группу составляют отклонения по типу повреждения ВПФ — повреждённое развитие (деменция) и дефицитарное развитие (тяжёлые нарушения анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата, речи). Третья группа представляет собой отклоне­ния по типу асинхронии - искажённое развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии). Реальное нарушение развития у ребёнка обычно проявляется как преобладание какого-либо одного вида психического дизонтогенеза в сочетании с чертами, присущими другим его вариантам

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал