![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №47.
Память и воображение как сквозные психические процессы. Сквозным (универсальным) называется потому, что память и внимание включены в триаду процессов: когнитивную, эмоциональную, регулятивную. Память представляет собой сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Естественно продолжает эту же логику выделение в памяти процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Можно было бы думать, что в этом определении уже не игнорируется универсальный характер процессов памяти, как это происходит, когда память относят только к познавательным процессам или " помещают" ее между восприятием и мышлением, поскольку сквозной, универсальный характер памяти зафиксирован здесь в понятии запечатлеваемого, сохраняемого и воспроизводимого опыта. Понятие же опыта включает в себя опыт не только когнитивный, но и эмоционально-волевой, а внутри когнитивного якобы включает в себя исключенный срединным расположением памяти и сенсорноперцептивный опыт. Таким образом, создается впечатление, что сквозной, универсальный характер памяти этим определением правильно учитывается. Но такое в принципе возможное и даже естественное возвращение фактически аннулируется по крайней мере двумя существенными контраргументами. Первый из них – указание на то, что универсальный, сквозной характер мнемических процессов в организации психической деятельности на всех ее уровнях предполагает не только запечатление, хранение и воспроизведение всех форм и видов опыта, но в такой же мере и участие самой памяти в процессах формирования опыта. Только в этом случае можно говорить о действительно сквозном характере мнемических процессов. Сквозной характер памяти прослеживается в видовой классификации: образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память, моторная память. Генетически исходной является образная память, благодаря которой человек получает достаточно обширную и точную информацию об окружающем. В образной памяти эта информация перерабатывается на различных сенсорных каналах. Наиболее изучены зрительный и слуховой виды памяти. Элементарной формой проявления образной памяти являются последовательные образы. Время хранения этих образов минимально - менее одной секунды. Они не регулируются сознанием, их нельзя произвольно вызвать или продлить. Другим видом образной памяти является эйдетическая память (от греч. слова эйдос - картина, образ, идея). Это более сложный вид памяти, характеризующийся точным и полным сохранением ярко выраженных наглядных образов. Люди, обладающие этой памятью, продолжают «видеть» изображение даже через длительное время. Их называют эйдетиками. Эйдетическая память рассматривается как феноменальная память. Более сложной формой проявления образной памяти являются образы представлений, которые обладают полимодальностью, т. е. включают элементы зрительных, слуховых и других образов. Они являются результатом сложной познавательной деятельности. Процесс распознавания образов включает элементы сопоставления информации, выделения существенных признаков и отнесения их к определенной категории, в результате чего осуществляется ее узнавание и воспроизведение. Образы представлений изменяются в процессе хранения, подвергаясь реконструкции. Изменение и их образов П. П. Блонский связывал с процессом реинтеграции - восстановления образов, благодаря чему осуществляется воспоминание. Процесс реинтеграции осуществляется на основе различных ассоциаций, что способствует более продуктивному воспроизведению материала (П. П. Блонский, 1976). Эмоциональная память трактуется как память на пережитые человеком чувства. Одним из первых изучал М Т. А. Рибо, который использовал понятие «аффективная память». По его мнению, материалом реконструкции в эмоциональной памяти являются чувства человека. Он выделил два вида эмоциональной памяти: ложную и настоящую. Благодаря первой воспроизводятся события с присоединением «аффективного отпечатка». Вторая связана с воспроизведением целостного аффективного состояния, испытанного человеком в прошлом. В настоящее время под эмоциональной памятью понимается процесс отражения человеком ранее пережитого эмоционального состояния с вызвавшей его ситуацией и субъективным к ней отношением. С точки зрения Е. А. Громовой, такое определение эмоциональной памяти связано со структурой эмоций, включающей три компонента: субъективное переживание, выразительные реакции и систему запуска (Е. А. Громова, 1980). Субъективные переживания зависят от значимости события и от отношения к нему человека. Это отношение всегда определяется его индивидуальными особенностями. Выразительные реакции сопровождают возникновение эмоций и обеспечиваются генетически закрепленными механизмами. Система запуска - это ситуация, вызывающая субъективное переживание разной степени интенсивности. Чем значимее для человека ситуация, тем интенсивнее его чувства и эмоции. Например, чувство страха у одного и того же человека, пережившего землетрясение и автокатастрофу, может быть одинаковым. Выразительные реакции - тоже: ужас на лице. Однако пережитая эмоция страха в первом случае (землетрясение) будет вспоминаться в ситуации, напоминающей землетрясение, во втором - в ситуации, схожей с автодорожной аварией. Другими словами, субъективное переживание обусловливается системой запуска. Эмоциональная память обладает рядом особенностей: надмодальностью, т. е. независимостью от конкретного сенсорного раздражителя (ностальгия может быть вызвана и музыкой, и запахами, и знакомым голосом или их сочетанием), быстротой и прочностью формирования эмоциональных образов, непроизвольностью их запоминания и воспроизведения, «эволюцией» во времени. Последнее проявляется в том, что с течением времени эмоции притупляются, и воспроизводится не само первоначальное чувство, а воспоминание о нем. Моторную (двигательную) память определяют как память на движения, в том числе и речевые. Первоначально истоки моторной памяти видели в памяти-привычке, которая связана с механическим выучиванием разного рода движений и закреплением их в процессе повторения. Однако такое представление о двигательной памяти является упрощенным. По мнению Н. А. Бернштейна, моторная память - это процесс творческой переработки информации о двигательных навыках, благодаря чему осуществляется их совершенствование. Ее работа объясняется принципом уровневого и кольцевого регулирования, согласно которому каждый двигательный акт различается по своей смысловой структуре и iпитательному составу. Последующий навык не повторяет предыдущий, а становится совершеннее. Информация о движениях, хранящаяся в памяти, приобретает для человека все новый и новый смысл. Вряд ли танцор или спортсмен достигнет мастерства в деятельности, если не будет пользоваться двигательной памятью. Это явление нашло отражение в принципе развития памяти «повторение без повторения» (А. Г. Асмолов, 1996). Содержанием словесно-логической памяти являются сложные вербальные конструкты, требующие осмысления и понимания. Это предполагает смысловую форму переработки информации, которая осуществляется различными методами. Смысловая группировка предполагает разбивку информации на части по содержанию, что способствует ее осмыслению. Выделение смысловых опор дает возможность более глубоко понять запоминаемый материал. Благодаря им большая по объему информация «сжимается», свертывается для ее переработки. Способ соотнесения новых знаний с прошлым опытом дает возможность лучше понять и осмыслить воспринимаемый материал. Л. М. Веккер рассматривает воображение как сквозной психический процесс, «пронизывающий» всю систему познавательных процессов: от сенсорно-перцептивных до мыслительных. Воображение, протекающее в форме первичных образов (сенсорных или перцептивных), есть воображение воспроизводящее. Специфика образов данного вида воображения состоит, по выражению Веккера, не в их принципиальной чувственной недоступности, а в скрытости от прямого наблюдения. Если они выходят за границы опыта человека, то имеет место форма построения образов, аналогичная сенсорно-перцептивному отображению. Другой вид воображения - творческий - создает образы несуществующих или будущих предметов. Сенсорно-перцептивный опыт не просто восстанавливается, а перерабатывается средствами умственных действий. Поэтому творческое воображение включается в мыслительный процесс, представляя один из языков мышления - язык предметных, пространственно-временных гештальтов. Таким образом, можно говорить о сенсорно-перцептивном и мыслительном воображении, а значит и сквозном характере воображения в целом. Сквозной характер воображения проявляется в его «включенности» во все познавательные процессы: восприятие, память, мышление. В восприятии оно восполняет пробелы в сенсорной информации. В процессах памяти и мышления воображение позволяет реконструировать прошлое и предвосхищать будущее. Как сквозной психический процесс воображение симметрично памяти, но противоположно направленно. Если память обращена назад, от настоящего к прошлому, то воображение - вперед, от настоящего к будущему (Л. М. Веккер, 1998). Воображение, как и память, связано с психическим временем, специфика организации которого, по Веккеру, состоит в парадоксальном сочетании последовательности и одновременности, т. е. коренится в исходных сенсорных формах отражения движения. Сочетание последовательности, одновременности и длительности в структуре образа движения и обусловленная им обратимость психического времени включает четыре направления по его оси от точки, соответствующей настоящему моменту: от настоящего к прошлому и обратно и движение от настоящего к будущему и обратно. Вторые два направления имеют прямое отношение к воображению. Непосредственный образ будущего движения и его траектории, возникающий на основе инерционности анализаторного механизма и включающий учет вероятности последующего отрезка, составляет сущность сенсорно-перцептивной антиципации. Поскольку воздействие части траектории будущего движения на соответствующий рецептор еще не произошло, ее отражение есть воображение той части движения и его траектории, которая станет реальностью лишь в следующий момент. Тем самым, предвосхищение на сенсорно-перцептивном уровне представляет собой сенсорно-перцептивное воображение. Оно является воспроизводящим воображением, потому что не создает образа нового объекта, а включается в структуру сенсорно-перцептивного пространства. Из этого следует, что воображение проявляется уже внутри сенсорно-перцептивных образов, а не после них или над ними. Активность творческого воображения направлена на преобразование структуры, без которого нельзя раскрыть отражение отношения между объектами. Творческое воображение является необходимым компонентом мыслительных процессов, поскольку его образы входят в язык предметных пространственно-временных гештальтов. «Сквозной» характер воображения проявляется и в том, что оно входит не только в познавательные, но и в другие психические процессы - эмоциональные и регулятивные. Ритмическая организация эмоционального процесса обусловлена вероятностным прогнозированием. Ожидаемое чувство удовольствия или неудовольствия, связанное с будущим элементом ритмической временной последовательности представляет собой форму эмоционального воображения. Эмоции страха, тревоги, надежды представляют собой модификацию чувства ожидания, сущность которого состоит в непрерывном соотнесении будущего с настоящим. Отношение к будущему является не просто когнитивным отражением, а эмоциональным переживанием, которое по своей сути и есть эмоциональное воображение. Эмоции, связанные с интеллектуальной деятельностью человека - догадки, близости решения и др., также могут рассматриваться как формы эмоционального воображения, функционирующего внутри интеллектуальной деятельности. По отношению к процессам регуляции деятельности человека Л. М. Веккер использует понятие оперативного воображения, по аналогии с оперативной памятью. Без него невозможно непрерывное соотнесение будущего с настоящим, которое и составляет сущность психической регуляции деятельности. Таким образом, воображение как сквозной психический процесс представляют собой неотъемлемую часть всех других процессов - познавательных, эмоциональных, регулятивных.
|