![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №55.
Изучение внимания в психологии деятельности. Внимание занимает особое место среди познавательных процессов. В психологии нет единого мнения о его статусе. С одной стороны, внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс, с другой стороны, признание внимания как психической реальности подвергается сомнению. Его рассматривают как «побочный продукт» другого познавательного психического процесса или его характеристику. Отечественная психология изучает внимание на основе деятельностного подхода. А. Н. Леонтьев, выступая против отождествления внимания и сознания, подчеркивал его связь с деятельностью: «Понятие внимания тесно связано с понятием деятельности, пересекается с ней и даже может совпадать» (А. Н. Леонтьев). Внимание представляется самостоятельным процессом, реализующим различные функции отбора, контроля, коррекции, усиления и др. «...Простое обращение внимания на что-нибудь путем соответствующего указания способно вызвать лишь первоначальную ориентировочную реакцию, которая исчезает, если никакой деятельности в связи с данным предметом не осуществляется. Предмет тогда начинает удерживаться вниманием... когда перед ним возникает известная задача, и он начинает действовать по отношению к этому предмету, занимающему в его деятельности структурное место цели. Главный вопрос состоит не в особенностях внимания как некой способности сознания, а в особенностях деятельности человека. Внимание возникает и поддерживается благодаря деятельности. Для организации внимания человеку необходимо организовать требуемую деятельность по отношению к тем или иным предметам» (А. Н. Леонтьев, 1981). Организация деятельности рассматривается в связи с действиями и операциями и раскрывается через физиологические механизмы уровневой регуляции деятельности. Действия и операции рассматриваются как отдельные процессы, осуществляющиеся на разных уровнях регуляции деятельности. Механизмами их реализации являются психофизиологические функции (управления, координации, регуляции, коррекции и др.). Анализ организации деятельности осуществляется с использованием основных положений физиологической концепции Бернштейна об уровневом построении движений. На основании принципов уровненного и кольцевого регулирования (построения) движений рассматриваются статический и динамический аспекты организации деятельности. Статический аспект позволяет изучать внимание через анализ процессов ведущего и фонового уровней организации деятельности, анализ компонентов кольцевой структуры регуляции. Внимание рассматривается в направлении сосредоточения, концентрации или его рассеянности, отвлечения. Динамический аспект организации деятельности предполагает изменение и взаимосвязь межуровневых процессов регуляции, их временной характер на соответствующем кольцевом уровне регуляции (Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов, 1999). Процессы, осуществляемые на ведущем уровне регуляции деятельности, осознаются отчетливо, т. к. находятся в поле фокального внимания. Процессы, реализуемые на фоновом уровне, регулируются периферическим вниманием. Они являются менее отчетливыми. Во внимании важная роль принадлежит ведущему уровню деятельности, а не всей ее системы. Межуровневое нарушение (между ведущим и фоновым уровнем) процессов регуляции деятельности приводит к ее дезорганизации и проявляется в ошибках невнимания, или отвлечении, рассеянии, т. е. дезорганизации внимания. «Внимание есть феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности» (Психология внимания, 2001). Исходя из деятельностного подхода, внимание рассматривается как самостоятельный процесс, осуществляемый на уровне операций, действий и собственно деятельности. Внимание, проявляющееся на уровне операций, является непроизвольным вниманием; на уровне действий - произвольным вниманием; на уровне деятельности - послепроизвольным вниманием. Непроизвольное внимание объясняется автоматизированным выполнением действий, не требующим сознательного контроля. Произвольное внимание связано с постановкой цели -сосредоточиться на определенных предметах, что предполагает сознательную регуляцию процесса внимания. Послепроизвольное внимание возникает вследствие поглощенности человека деятельностью. Это предполагает переход от произвольного внимания к послепроизвольному в результате «сдвига мотива на цель» (Ю. В. Дормашев, В. Я. Романов, 1995). П. Я. Гальперин исследовал внимание как действие контроля с позиции деятельностного подхода. Он основывается на анализе процесса поэтапного формирования умственных действий, суть которого состоит в преобразовании внешних, материальных действий во внутренние, умственные действия. Существенная роль отводится ориентировочному этапу. Именно от него зависит быстрота и качество формируемого умственного действия. Контроль составляет неотъемлемую часть ориентировочного этапа, от которого зависит эффективность этого процесса. П. Я. Гальперин предположил, что таким действием контроля является внимание. В то же время он утверждал, что не всякое внимание есть контроль, а только то, которое осуществляется по образцу, по критерию, по предваряющей схеме. В качестве последних выступают предметы, правила и указания, алгоритмы выполнения действий, которые позволяют лучше распознавать воспринимаемую информацию, сравнивать и различать ее. Во внимании как действии контроля выделяется три этапа: материальный, речевой, идеальный (умственный). На материальном этапе внимание осуществляет внешний контроль над выполняемыми действиями. Человек ориентируется на алгоритмы, формулы, правила, планы и т. д. Речевой этап связан с вниманием как внутренним контролем. Человек вербализует правила, формулы, алгоритмы. На идеальном этапе внимание проявляется как автоматическое, сокращенное, умственное действие. Внимание как действие контроля не зависит ни от субъекта, ни от особенностей объекта. Оно свободно и произвольно. Произвольное внимание, по Гальперину, определяется как умственное, сокращенное, автоматизированное действие контроля, осуществляемое с помощью образца, предваряющей схемы. Такое внимание всегда улучшает деятельность, не дает возможность отвлекаться, допускать ошибки невнимания (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 1974). Внимание занимает особое место в системе познавательных процессов и обусловливает ее функционирование. На сенсорно-перцептивном уровне непроизвольное внимание обеспечивает первичный отбор информации. Произвольное внимание позволяет сознательно управлять познавательными процессами. Ведущая роль в системе познавательных процессов принадлежит речемыслительному уровню, выполняющему функцию ее интеграции. Благодаря речемыслительным процессам осуществляется отбор существенной информации, отвечающей целям и задачам познавательной деятельности. Таким образом, внимание выполняет функцию сквозного познавательного процесса.
|