Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеракционистская ориентация
Интеракционистская ориентация (от англ. interaction -взаимодействие) - направление, изначально возникшее в рамках социологии и социальной психологии, - базируется на концепции символического интеракционизма Джорджа Мида. Предметом исследования интеракционистов является интеракция (социальное взаимодействие) посредством символов. Символы определяются как выражения лица и движения собеседника, передающие определенное значение. Значения вещей формируются в ходе общения и определяют характер оперирования ими. Поэтому взаимодействие рассматривается как необходимое условие становления личности. В структуре личности выделяют три компонента: I, те, self. I (индивидуальное, творческое, импульсивное Я) - ненаправленные тенденции поведения человека; Me (социальное, нормативное, рефлексивное Я) - представления об оценках и ожиданиях других людей от меня; Self (самость) - совокупность импульсивного I и рефлексивного те; личность, способная оценивать и организовывать свои действия. В русле символического интеракционизма традиционно выделяют две школы - Чикагскую (Герберт Блумер) и Айовскую (Манфорд Кун). Разницу во взглядах последователей Дж. Мида можно обнаружить при определении: а) метода исследования, б) приоритета одной из субстанций личности, в) понятийного аппарата теории. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что социальная наука по своим методам должна отличаться от точных наук, в частности используя интерпретацию отчетов испытуемых о причинах своего поведения. В Чикагской школе основное внимание уделяется субстанции I (импульсивному Я), изменению личности человека в ходе взаимодействия. Г. Блумер выступал против уточнения понятий, предложенных Дж. Мидом. М. Кун стремился доказать положения Дж. Мида в ходе эмпирических исследований. В частности, им был разработан тест «20 суждений» (тест «Кто я такой?»), позволивший получить обширный материал для обоснования «теории самооценки личности». Согласно теории, главная роль в регуляции поведения личности отводится субстанции те (рефлексивному Я), определяемой ролевыми позициями. Стремление М. Куна опера-ционализировать отдельные понятия концепции Дж. Мида рассматривается исследователями как причина усложнения теории. Вклад в разработку теорий референтной группы внесли такие авторы различных психологических школ, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон. Однако, по мнению известного исследователя референтной группы Р. Мертона, в ее понятии нашла отражение, прежде всего идея Дж. Мида о группе как «обобщенном другом». Термин «рефератная группа» был введен Г. Хайманом. Она определяется как реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтной может быть как та группа, в состав которой человек входит, так и внешняя. Условия, при которых индивид выбирает в качестве референтной внешнюю группу, а не группу членства, выделены Р. Мертоном. В качестве предмета исследования советских социальных психологов можно определить коллектив и зависимость характеристик личности от социального опыта. Среди отечественных подходов в социальной психологии наиболее признаны коллективная рефлексология Владимира Михайловича Бехтерева, диспозиционная концепция регуляции социального поведения Владимира Александровича Ядова, концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского. В качестве основной, системообразующей категории данных социально-психологических подходов можно определить категорию коллектива. В. М. Бехтерев придерживался идеи выделения общих законов, лежащих в основе развития неорганического мира, природной и социальной (надорганической) и психической реальности, придающих целостный характер всему мирозданию. Автором предложена концепция энергообмена между человеком и миром. Он также настаивал на необходимости разработки объективной психологии. В. М. Бехтерев первым из русских ученых определил предмет (соотносительная деятельность общественных и социальных групп), задачи (изучение взаимоотношения личности и коллектива, закономерностей поведения людей в группе, возникновения социально-психологических явлений), методы (наблюдение, эксперимент, статистический метод) социальной или общественной психологии. При изучении коллектива В. М. Бехтерев расширял его до общества, определял как собирательную личность, обладающую целью, настроением, взглядами, действиями. Социально-психологическое учение — коллективная реф-иексология - строилось по аналогии с общепсихологическим. (Ьличие состояло в исследовании «соотносительных проявлений» не отдельных индивидов, а социальных групп. Как и личности, коллективу приписывались рефлексы - паники, нападения, сосредоточения, восстания и др. В. М. Бехтеревым проведена значительная работа по изучению механизмов общения людей. Основы теории педагогики и психологии коллектива и управления им разработаны Антоном Семеновичем Макаренко. Он определял коллектив как «свободную группу трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами управления, дисциплины и ответственности»1. Среди закономерностей движения коллектива автор называл: 1) непрерывное развитие общественно значимых целей, 2) диалектику развития требований, 3) перспективные линии, 4) организацию завтрашних радостей.
|