![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельностный подход в социальной психологии
Коллектив как высший уровень развития группы изучался А. В. Петровским, представившим концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе. Автор предложил рассматривать опосредованность (зависимость) межличностных отношений в группе содержанием и ценностями деятельности. В рамках концепции, изначально названной стратометрической, определены 3 слоя (страты) групповой активности: а) непосредственные контакты, основанные на симпатиях и антипатиях; б) отношения, опосредованные характером деятельности (ценностно-ориентационное единство); в) контакты, основанные на принятии членами группы единых целей деятельности. А. В. Петровским разработана классификация групп в зависимости от направленности группы (просоциальной или асоциальной) и от степени деятельностного опосредствования межличностных отношений. Особое внимание в советской психологии уделялось значению группы и деятельности в развитии способностей и формировании направленности личности. Концепция динамической функциональной структуры личности, предложенная К. К. Платоновым, предполагает анализ всей ее структуры в целом и подструктуры. Психологическая подструктура включает 4 уровня: 1) подструктура направленности (социально обусловленная); 2) подструктура знаний, умений, навыков, привычек (обусловленная социальным опытом); 3) подструктура индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения (обусловленная индивидуальным опытом); 4) подструктура темперамента, возрастных и половых особенностей (биологически обусловленная). Еще две структуры - характер и способности - налагаются на предыдущие. К социологической структуре личности автор относил социальный статус, социальную роль, принятые личностью социальные, этические, эстетические и правовые нормы, ценностные ориентации и экспектации. Личность определялась К. К. Платоновым как важнейший объект социальной психологии. Предметом же выступали психологические явления, свойственные либо только группе личностей, либо личности только в группе. Особенно подчеркивалась сложная диалектическая связь личности и коллектива. Значительный массив данных о закономерностях социальной активности личности был обобщен В. А. Ядовым в диспозиционной концепции регуляции социального поведения. В концепции предлагается иерархическая система диспозиций (образований, регулирующих поведение и деятельность индивида). Основаниями выделения групп диспозиций стали: Уровни потребностей: 1) потребности физического существования, 2) потребности социального существования, 3) потребности идентификации с определенной социальной группой, 4) потребности саморазвития и самовыражения; Уровни ситуаций или условий деятельности: 1) бытовые ситуации, 2) ситуации группового общения, 3) ситуации значимой деятельности, 4) общесоциальная «ситуация» жизнедеятельности человека. Автор определил: 1-й уровень диспозиций представлен элементарными фиксированными установками, 2-й уровень - системой социальных фиксированных установок, 3-й уровень - базовыми социальными установками (направленностью интересов на определенную сферу активности), 4-й уровень - системой ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. В. А. Ядов говорил о необходимости рассматривать регуляцию социальной активности личности в зависимости от всей диспозиционной системы, определяемой предшествующим опытом, а не только со стороны той или иной социальной установки. Таким образом, специфика отечественной социально-психологической ориентации выражается, прежде всего, в деятельностном подходе. Социальное представлено как порожденные предметной деятельностью психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния человека в группе (коллективе)
|