![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы адаптации персонала в организации
Источник: составлено автором на основании работы: Карпова, М.В. Социологическое исследование методов адаптации персонала предприятия в условиях инновационного развития бизнеса / М.В. Карпова // Наука и современность. – 2014. – № 29. – С. 163.
В России традиционно выделяют следующие методы адаптации персонала: - наставничество (помощь новичку войти в курс дела, влиться в коллектив, консультирование на начальных этапах его работы более опытным сотрудником); - тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т.п.); - беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы); - специальная программа (ролевые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива); - экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой); - анкетирование (новому сотруднику предлагают заполнить анкету-отзыв после завершения периода адаптации и прохождения испытательного срока) [4, с. 44]. Процесс адаптации человека является непрерывным, следовательно, и в организации должна проводиться адаптация не только новых работников, но и всего персонала. При реализации адаптации персонала необходимо учитывать ряд принципов, которые представлены на рисунке 1.2.2. Заключительным элементом системы адаптации персонала является процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс адаптации направлен на решение нескольких задач: введение нового сотрудника в должность; обучение нового сотрудника стандартам работы компании; успешное прохождение испытательного срока, поскольку уже в течение двух недель становится ясно, насколько справляется с обязанностями новый сотрудник, насколько он мотивирован; возможность скорректировать его поведение; развитие уже работающих сотрудников компании, возможности горизонтальной карьеры при невозможности вертикального продвижения; поддержание единых стандартов обслуживания при невозможности проводить регулярного обучения сотрудников; структурирование затрат на процесс адаптации персонала [14, с. 224].
Рис. 1.2.2. Принципы адаптации персонала организации Источник: составлено автором на основании работы: Кейта, С. Адаптация персонала в предприятии / С. Кейта // В мире научных открытий. – 2014. – №14. – С. 42.
Процесс адаптации нового сотрудника можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подразумевает проведение определенных адаптационных мероприятий и применение конкретных инструментов адаптации (рис. 1.2.3.).
Рис. 1.2.3. Процесс адаптации персонала в организации Источник: составлено автором на основании работы: Лагутин, С.Г. Адаптация персонала в коммерческой организации / С.Г. Лагутин // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. – 2013. – № 1. – С. 70. Каждый этап процесса адаптации характеризуется степенью согласования интересов производственного коллектива и работников. Процесс адаптации молодого рабочего обычно определяется сроком 2-3 года, молодого специалиста 1, 5-2 года. В дальнейшем (при стаже работы более 3-х лет) адаптация протекает легче и для работника, и для коллектива предприятия. Таким образом, на основании анализа работ ученых, изучающих систему адаптации персонала, можно выделить ее следующие элементы: цель адаптации; задачи адаптации; принципы адаптации; методы адаптации; функции адаптации; процесс адаптации.
|