Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарский практикумСтр 1 из 25Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Москва 2011 УДК 330.8 (076.5) ББК 65.02.7-5 И 89
История экономических учений: Семинарский практикум / Р.С. Гайсин, О.А. Еремеева. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2011. – С. 56
Семинарский практикум включает в себя 11 основных тем по курсу «История экономических учений». Каждая тема семинара содержит вопросы для обсуждения и осмысления основных понятий и теорий, деловые игры, тематические дискуссии, круглые столы, тестовые задания, типовые контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. Семинарский практикум предназначен для бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 050100 «Профессиональное обучение» (профиль – «Экономика и управление») для изучения дисциплины «История экономических учений» по вариативной части учебного цикла.
Рецензенты: профессор кафедры экономики и кооперации РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, д.э.н. Р.Г. Ахметов; зав кафедрой экономических теорий Московского государственного университета природообустройства, к.э.н., доцент С.И. Никитин.
Содержание
Содержание. 3 Введение. 4 Тема 1. Истоки экономической науки. Меркантилисты и физиократы.. 6 Тема 2.Классическая политическая экономия. 10 Тема 3. Эволюция классической школы: эпигоны и оппоненты.. 14 Тема 4.Экономическая мысль России в XVI-XIX вв. 17 Тема 5. Экономическая теория К. Маркса. 20 Тема 6. Маржинализм и теория предельной полезности. 22 Тема 7. Историческое направление в политической экономии. 29 Тема 8. Институционализм и неоинституционализм начала XX в. 32 Тема 9. Экономические учения Дж.М. Кейнса. 36 Тема 10. Генезис современных западных теорий рыночной экономики. 40 Тема 11. Экономическая мысль России в XX в. 47 Список рекомендуемой литературы.. 52
Изучение дисциплины «История экономических учений» дает представление о том, как зародилась, развивалась и к чему пришла мировая экономическая наука. Знакомство с разнообразными экономическими теориями расширяет кругозор, позволяет принимать экономические решения, опираясь не только на свои собственные суждения, но и на весь исторический опыт развития экономической мысли. Предлагаемый читателям семинарский практикум адресован преподавателям экономической теории и студентам, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 050100 «Профессиональное обучение» (профиль – «Экономика и управление»). Он разработан с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в которых предусматривается реализация компетентностного подхода в образовательном процессе. Компетентностный подход – подход, нацеленный на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Ориентация на формирование компетенций при изучении дисциплины «История экономических учений» предопределила необходимость построения содержания и технологий проведения семинарских и практических занятий, обеспечивающих достижение указанных результатов, совершенствование средств и процедур оценки этих результатов, а также применение индивидуальных оценочных средств для студентов. Компетентностный подход призван реализовать следующую целевую ориентацию учебного процесса по дисциплине «История экономических учений»: сформировать у студентов знание и понимание эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики, истоков и основных направлений современных экономических учений; общекультурные личностные качества, способность использовать основные положения и методы различных экономических школ при решении задач в сфере будущей профессиональной деятельности, умение и навыки анализа социально-экономических проблем на основе использования современных экономических теорий. Данный семинарский практикум направлен на реализацию указанной компетентностной ориентированности процесса обучения, на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки бакалавров. Достижение такой целевой направленности практикума будет способствовать: развитию экономического мышления у студентов; выработке умения понимать явления и процессы экономической жизни общества; способности ориентироваться в способах и средствах разрешения экономических проблем. Практикум учитывает происходящие при переходе к многоуровневой подготовке изменения соотношения между количеством часов, выделяемых на лекции, семинары, а также значительное расширение объемов самостоятельной работы студентов. Практикум обеспечивает координацию и согласованность семинарских и практических занятий с лекционным курсом и самостоятельной работой студентов. Семинарское или практическое занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам учебной программы. Они могут быть проведены как по лекционной теме, так и без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара, любых форм его проведения - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. Поэтому семинарский практикум предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, решение экономических задач, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. По каждой теме представлены на выбор следующие виды учебной деятельности: - вопросы для обсуждения; - выполнение творческих заданий; - анализ проблемных ситуаций; - тестовые задания; - деловые игры и круглые столы. Практикум предусматривает новые подходы к руководству и контролю за самостоятельной работой. Это особенно важно в связи с повышением объема и значимости самостоятельной работы студентов и увеличением доли занятий, проводимых в интерактивной форме. Пакет заданий для самостоятельной работы формируется на основе данного семинарского практикума и других учебно-методических материалов и выдается студентам в начале семестра или перед началом изучения конкретных тем с указанием предельных сроков выполнения и сдачи заданий. Задания оформлены с указанием конкретного вида самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при текущей и промежуточной аттестации студентов. При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Методика проведения текущей и промежуточной аттестации на основе использования рейтинговой системы оценки знаний студентов приводится в рабочей программе дисциплины. При проведении текущей и промежуточной аттестации важно учесть все виды работ, оценить уровень знаний студентов по всем разделам и темам учебной дисциплины. Вопросы для проведения контрольных работ, зачета, экзамена рекомендуется составлять из перечня вопросов для обсуждения на семинарских занятиях.
|