Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Маржинализм и теория предельной полезности
План проведения семинарского занятия 1.«Маржиналистская революция» в экономической науке. Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения. 2.Экономические теории австрийской школы. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 3.Экономические теории А. Маршалла и Д.Б. Кларка. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 4.Экономические теории лозаннской школы (Л. Вальрас, В.Парето) Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий, проведение круглого стола. 5.Зарождение и судьба маржинализма в России. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий Фамилии ученых-экономистов: Герман Генрих Госсен, Жюль Дюпуи, Огюстен Курно, Иоганн Генрих Тюнен, Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Беем-Баверк, Уильям Джевонс, Леон Вальрас, Джон Бейтс Кларк, Альфред Маршалл, Вильфредо Парето.
Вопросы для обсуждения 1. Что означает термин «маржинализм»? 2. Назовите отличия методологии маржинальной теории от классической. 3. Какие методы исследования характерны для маржинализма? 4. Сформулируйте предмет исследования маржиналистов. 5. Какие школы развивали маржинальную теорию? 6. Охарактеризуйте первый и второй этапы развития маржинализма. 7. Как определял ценность благ К. Менгер? 8. Чем функциональный метод отличается от причинно-следственного (каузального)? 9. Что означает принцип комплементарности производительных благ? 10. В чём суть теории вменения К. Менгера? 11. Каким образом определял ценность К. Менгер? 12. В чём особенность характеристики производительного труда К. Менгером? 13. Сравните теорию прибавочной стоимости К. Маркса и теорию ожидания О. Бем-Баверка. 14. В чем отличие способа определения суммарной полезности Ф. Визера от способа О. Бем-Баверка. 15. Каковы взгляды Ф. Визера на частную собственность и честное предпринимательство. 16. Теория альтернативных издержек Ф. Визера. 17. Что является критерием общего экономического равновесия в модели Л. Вальраса? 18. Покажите различие между кардиналистской (количественной) и ординалистской (порядковой) оценкой полезности? 19. В чём суть концепции «оптимума Парето»? 20. По инициативе какого учёного экономическая теория была разделена на микро- и макроэкономику? 21. Покажите, как формируется равновесная рыночная цена согласно учению А. Маршалла? 22. Какие два параметра (фактора) являются движущей силой экономики согласно теории А. Маршалла? 23. Дайте маршаллианское определение предельной полезности. 24. В чём заключается вклад Дж. Б. Кларка в развитие методологии экономической теории? 25. В чём состоит вклад Дж. Б. Кларка в развитие экономической теории? 26. О чём гласит «закон предельной производительности» Кларка? 27. Раскройте суть учения К. Менгера. 28. Как О. Бем-Баверк трактует категорию стоимости и принцип убывающей полезности, теорию ожидания? 29. Каковы заслуги Л. Вальраса, У. Джевонса в экономической науке? 30. Какие новые теоретические школы возникли на второй волне «маржиналистской революции»? 31. Какова роль лидеров неоклассической теории конца XIX в. в обновлении предмета и метода экономической науки? 32. Раскройте суть установленных А. Маршаллом основных закономерностей и взаимосвязей. 33. Что означают понятия А. Маршалла лезвия ножниц, потребительский избыток, репрезентативная фирма? 34. В чем суть закона предельной производительности Дж. Б. Кларка? 35. Изложите суть и предназначение концепции В. Парето об общественной полезности (оптимум Парето). 36. Каким образом В. Парето преодолел субъективизм в исследовании проблем общего экономического равновесия?
|