Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Превосходство новозаветного служения перед ветхозаветным (3,7-4,6)
Особое величие Нового Завета видно при сравнении его служителей со служителями Ветхого Завета в лице Боговидца Моисея: «Если служение смертоносным буквам... было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение Духа?» (3, 7-8). Слава Моисея, как ни поразительна, ярка, видима, однако была «преходящая», т.е. его лицо сияло по временам, когда он сходил с Синайской горы после получения скрижалей Завета (Исх.34, 28–35). Слава же служителей Нового Завета, хотя невидимая, но духовная, непреходящая и животворящая. Как служение жизни выше служения смерти («служение смертоносным буквам» (3, 7), так и слава сего служения выше ветхозаветной славы, хотя и сокрыта за внешним уничижением служителей. Слава закона даже и не есть слава, если сравнить её со славой Евангелия (3, 10). Блаженный Феодорит говорит: «Свет от светильника, хотя ночью и кажется весьма сильным, однако же среди полудня делается неприметным и не почитается даже светом».[50] Служители Нового Завета действуют с большим дерзновением, чем Моисей, «который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (3, 1З). Моисей вынужден был покрывать лице свое, потому что сыны Израилевы не могли смотреть на невещественный свет его лица, и это символически указывало на будущее прекращение славы самого закона. Кроме того, этот благодатный свет был нестерпим для плотских глаз евреев. «Покрывало» здесь означает обряд, жертвы, вообще всю внешность Ветхого Завета, которая сокрывала, как зерно, славу Христа. Напротив, новозаветные проповедники не имеют нужды в покрывале, т.е. им не надо говорить прикровенно, символически, в прообразах. Они «действуют с великим дерзновением» (3, 12), возвещая истину. Но для иудеев «то же покрывало неверия до ныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом» (3, 14). Покрывало умственной слепоты остается неснятым у них до тех юр, пока они не уверуют во Христа. «Покрывало лежит на сердце их» (3, 15), – говорит апостол, потому что по причине ожесточения сердца не могут уверовать во Христа.[51] «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (3, 17). Апостол этим стихом хочет указать путь к освобождению и снятию покрывала с глаз иудеев: уверовав во Христа, приняв благодать Духа, можно освободиться от оков закона.[52] В Новом Завете с действием Того же Духа связано и наше возрастающее преображение: «мы все откры-тым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (3, 18). Что значат эти слова, говорит святитель Иоанн Златоуст: «Это яснее было для верующих времен апостольских, когда действовали дарования чудес; впрочем, кто имеет очи веры, тому и ныне нетрудно уразуметь сие. Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца... и в себя принимает луч от славы Духа, и от себя отражает луч той же славы».[53] Проповедь апостолов действует неотразимо на неиспорченные сердца. Не принимают ее лишь «неверующие», «погибающие»; она закрыта» для тех, «у которых бог века сего ослепил умы, что бы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (4, 4). «Бог века сего», или «князь мира сего», – так назван диавол, имеющий огромную власть над людьми. Он пользуется «пристрастием людей к плотской жизни, к самоугождению и этим помрачает их ум и ослепляет их духовное зрение, препятствуя увидеть безмерную славу и благость Христа и уверовать в Него. Апостол сравнивает просвещение сердца светом Евангелия с первым днем творения, когда впервые воссиял свет из небытия и тьмы: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (4, 6).
|